logo
Методика преп эк дис

Лекция 6. Основы педагогического контроля в системе профессионального образования

Понятие «педагогический контроль», функции педагогического контроля

Педагогический контроль является одним из важнейших элементов процесса обучения. В современной дидактике под педагогическим контролем понимается система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания студентов.

Цель контроля - определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. Являясь элементом учебного процесса, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить достижения и недостатки. В более узком значении контроль означает выявление, оценку и измерение знаний, умений и навыков, он представляет взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучаемого.

Основными сторонами контрольно-оценочной деятельности являются предмет, объект, субъект, характер и основания, с помощью которых выносятся те или иные оценки, используемые далее в процессе педагогического контроля.

Предмет педагогического контроля - это оценка педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов образования являются знания, умения, навыки, мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Субъектом оценки обычно является преподаватель, но нередко и комиссия, назначаемая в ответственных случаях. Объектом контроля является педагогический процесс подготовки обучаемых.

В области контроля можно выделить четыре основные взаимосвязанные функции:

  1. диагностическую,

  2. обучающую,

  3. организующую

  4. воспитывающую.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности контроля, нацеленного на выявление интересующего явления, его оценки. Выявление и оценка представляют собой основу всякого диагноза. Педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уровня знаний, умений, навыков воспитанности, с оценкой реального поведения студентов, степени усвоения ценностей общества.

Основные формы и методы диагностики учебных достижений студентов, используемых в системе профессионального образования, - это устные и письменные экзамены, зачеты, устный опрос, письменные контрольные работы, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные и контрольные работы, проектные задания, дипломные работы и другие. Каждое из перечисленных средств диагностики имеет достоинства и недостатки, влияющие в заметной степени на результаты контроля.

Достоинство опроса как средства диагностики связано с относительной простотой, доступностью применения в работе многих преподавателей. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и вербальные способности. Воспроизведение материала способствует лучшему запоминанию, активному использованию научных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, скуку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Письменные работы позволяют документально установить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени преподавателя.

Чаще других критикуются экзамены. Они создают дополнительную нагрузку на психику: некоторые студенты волнуются, перевозбуждаются, у них нарушается сон, аппетит, появляется тревожность, нервозность и другие явления отрицательно влияющие на психическое здоровье. У каждого экзаменатора при наличии общих критериев оценивания знаний имеются свои подходы к экзамену, свое понимание педагогических принципов требовательности и справедливости, свое отношение к оценке. Субъективизм в оценке устного экзамена ставит абитуриентов и студентов в неравные условия; делает оценки на экзамене несопоставимыми между собой.

Курсовые и дипломные работы способствуют росту самостоятельности студента, его самоутверждению как личности будущего специалиста. Однако некоторые студенты оказываются неготовыми к такой работе.

Нет такой формы педагогического контроля, которая обладала бы только достоинствами или только недостатками. Поэтому необходимо умелое варьирование разными формами обучения и контроля.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Постановка проверочных вопросов на семинарах, коллоквиумах, зачетах позволяет уточнить представления преподавателя об уровне овладения материалом обучаемых, выявить неточности.

Программированный контроль знаний является незаменимым средством обеспечения обратной связи от студента к преподавателю. При этом обучение является дифференцированным: каждый студент приступает к изучению нового материала независимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались им неусвоенными.

Интересны обучающие возможности обсуждения в группе случаев неправильного или спорного ответа на проверочные вопросы. Анализ ошибок одного ученика нередко приносит пользу и для многих других.

Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий и консультаций.

Центральным организующим моментом педагогического процесса является активизация, т.е. целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности в усвоении знаний обучаемым.

Идея активизации и совершенствования организации учебного процесса за счет улучшения педагогического контроля возникла довольно давно, отдельные элементы ее применения имеются в материалах по истории древних цивилизаций, но она всегда имела своих сторонников и противников. Время от времени, вплоть до наших дней, предлагалось вести обучение без оценок. В разные годы различные формы контроля то вводились, то отменялись. Оппоненты небезосновательно указывали на нервно-психические и эмоциональные напряжения студентов во время экзаменационной сессии. Тем не менее, отмена экзаменов и других форм контроля приводила к отрицательным последствиям другого рода - к слабой мотивации обучения, к низкому уровню знаний. Неоднократно отмечалось, что студенты изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться контроль с помощью объективных методов.

Педагогический контроль выполняет свою положительную роль только тогда, когда он основан на предвзятом подходе, на объективности.

Хорошо организованный педагогический контроль обладает большим воспитательным эффектом. Воспитательная функция контроля состоит в том, что наличие его дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы.

Внимание к личностным особенностям каждого студента и связанная с ним дифференциация воспитательных воздействий создают необходимые психологические предпосылки для учебы в полную силу, формирования творческого отношения к занятиям.

В учебном процессе все четыре функции тесно взаимосвязаны. Например, семинары выполняют диагностическую, обучающую и воспитывающую функции, метод программированного обучения - обучающую, организующую и диагностическую. Но есть формы контроля, где ведущая одна функция превалирует над остальными. Так, зачеты, экзамены, коллоквиумы и тестовые проверки выполняют преимущественно диагностическую функцию. Однофункциональность метода часто оборачивается преимуществами в достижении контроля, быстроты, экономичности, более эффективного выполнения той функции, для которой он специально разрабатывался.