Лекция 7. Характеристика современных форм педагогического контроля Тестирование
Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых технологий педагогического контроля. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. От традиционной системы оценок и контроля знаний, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии.
Тест (от англ. test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний. Педагогическим тестом называют систему заданий специальной формы, создаваемую с целью объективной оценки структуры знаний и качественного измерения уровня подготовленности учащихся. В тестах вопросы ставятся таким образом, чтобы создалась однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Тестовые задания представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утверждений, которые в зависимости от ответов могут превращаться в истинные или ложные высказывания.
В настоящее время приняты концепции нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного тестирования. Сущность первого состоит в максимальном дифференцировании студентов в зависимости от уровня их знаний (максимально растянутое ранжирование: от 0 до 100 %). Он должен содержать задания, по трудности соответствующие уровню знаний студентов: для тестирования «слабых» в составе теста должны преобладать легкие задания, для тестирования «сильных» - трудные.
В основу критериально-ориентированного тестирования положено определение процента (от должного объема) усвоения каждым студентом учебного материала. Здесь тест должен содержать задания, равномерно представляющие все разделы учебного плана дисциплины. Поскольку большинство студентов знают больше 50 % программного материала, на больше, чем на половину заданий студенты не отвечают, а их ранжирование по уровню знаний невелико. Поэтому оптимальным считается сочетание указанных методов: определение доли усвоенного студентом материала и максимальное разделение их по уровню знаний.
Всякий тестовый контроль должен обеспечить минимум - стандартные знания, поэтому важно следить за качеством самого теста. Качество теста обеспечивается на стадии его формирования, экспериментальной проверки, тщательной экспертизы и повторных экспериментальных проверок. При разработке тестов вопросы должны быть разбиты на группы, в комплексе выполняющие требования образовательного стандарта:
I группа - иметь представление,
II группа - знать, уметь использовать,
III группа - иметь опыт, владеть.
Тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим:
он обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний студента;
экономит время преподавателя;
улучшает психологический климат при контроле знаний;
позволяет администрации учебного заведения оценивать работу преподавателей.
Единицами тестирования служат тестовые задания — это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание — задание в тестовой форме, прошедшее электронную проверку и обладающее определенными оценками.
Выделяют следующие наиболее распространенные формы тестовых заданий:
- Учебно-методический комплекс
- Основание Уч. План по программе профессиональной подготовке преподавателя
- Курс лекций по дисциплине
- «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Лекция 1
- Тенденции развития профессионального образования в современном обществе
- Болонский процесс в системе реформирования российского образования
- 1) Теоретико-познавательный:
- 2) Инструментально-практический:
- Лекция 4. Организационные формы обучения в системе профессионального образования Краткие сведения из истории развития организационных форм обучения
- Развитие лекционной формы обучения в современной дидактике высшей школы
- Практические занятия в высшей школе
- Лабораторные работы в высшей школе
- Семинарские занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников
- Преподаватель
- Лекция 5 самостоятельная работа студентов
- Лекция 6. Основы педагогического контроля в системе профессионального образования
- Виды и формы педагогического контроля
- Оценка как результат педагогического контроля
- Лекция 7. Характеристика современных форм педагогического контроля Тестирование
- I. Закрытая форма.
- II. Открытая форма.
- III. Задания на соответствие.
- IV. Задания на установление правильной последовательности.
- Лекция 8. Рейтинговая система контроля
- Лекция 9. Современные средства обучения в системе профессионального обучения Понятие и классификация средств обучения
- 5.2. Методика применения средств обучения
- Медиаобразование
- Учебные компакт-диски
- Электронный учебник
- Образовательный веб-сайт
- Методические указания к выполнению рефератной работы по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- 1. Общие сведения о реферате и его выполнении
- Примерная тематика рефератной работы
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Деловая игра