logo
Методика преп эк дис

2) Инструментально-практический:

- характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

- описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

- составления набора задач, опытов, самостоятельных работ;

- обзоры, разделы, символизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает:

- документы;

- хрестоматийный материал;

- обращение к читателям;

- биографические и народоведческие сведения;

- статистические сведения;

- справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает:

- предметные введения к учебнику, разделам, главам;

- примечания, разъяснения;

- словари;

- алфавиты;

- определители;

- пояснения к картам, схемам, диаграммам;

- указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстрационный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;

3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Методика работы с учебником.

Чтобы работа с учебником была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:

1) Важно научить учащихся анализировать и структуризировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.

2) Учебник – не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т.п.).

3) Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).

4) Одним из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от учащегося анализа внутренней логики текста, выделение его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.

Выделяют следующие виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте:

В методической литературе описаны и такие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;

обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные– направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

Внимание учащихся привлекают и неординарные формы работы с учебником типа: «Найди в учебнике ошибку», «С чем я не согласен», «Рецензия на учебник», «Сравнение одной формулировки в двух разных учебниках», «Моя обложка к учебнику», «Мой учебник», «Как сделать открытия», «Веб-учебник в сети Интернет» и т.п.