Преподаватель
Рисунок 4 – Коллективная форма организации общения студентов на семинаре-дискуссии
Эта форма отражает особенности современного профессионального общения на производстве.
На таком семинаре осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию.
Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуется на семинаре-дискуссии.
Семинар-дискуссия – диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии.
Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.
Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.
Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.
Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.
Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.
Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.
Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.
Преподаватель должен:
Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.
Подобрать основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих.
Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.
Готовить студентов к выбранному ролевому участию.
Руководить работой семинара.
Подводить общий итог дискуссии.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.
В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.
- Учебно-методический комплекс
- Основание Уч. План по программе профессиональной подготовке преподавателя
- Курс лекций по дисциплине
- «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Лекция 1
- Тенденции развития профессионального образования в современном обществе
- Болонский процесс в системе реформирования российского образования
- 1) Теоретико-познавательный:
- 2) Инструментально-практический:
- Лекция 4. Организационные формы обучения в системе профессионального образования Краткие сведения из истории развития организационных форм обучения
- Развитие лекционной формы обучения в современной дидактике высшей школы
- Практические занятия в высшей школе
- Лабораторные работы в высшей школе
- Семинарские занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников
- Преподаватель
- Лекция 5 самостоятельная работа студентов
- Лекция 6. Основы педагогического контроля в системе профессионального образования
- Виды и формы педагогического контроля
- Оценка как результат педагогического контроля
- Лекция 7. Характеристика современных форм педагогического контроля Тестирование
- I. Закрытая форма.
- II. Открытая форма.
- III. Задания на соответствие.
- IV. Задания на установление правильной последовательности.
- Лекция 8. Рейтинговая система контроля
- Лекция 9. Современные средства обучения в системе профессионального обучения Понятие и классификация средств обучения
- 5.2. Методика применения средств обучения
- Медиаобразование
- Учебные компакт-диски
- Электронный учебник
- Образовательный веб-сайт
- Методические указания к выполнению рефератной работы по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- 1. Общие сведения о реферате и его выполнении
- Примерная тематика рефератной работы
- Рекомендуемая литература
- Тестовые задания по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»
- Деловая игра