logo
Методика преп эк дис

Лекция 5 самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших организационных форм обучения в системе профессионального образования.

Наряду с аудиторной, самостоятельная работа студентов является существенной формой учебного процесса. Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности.

Самостоятельная работа способствует решению таких важных задач, как:

Принято придерживаться следующего определения самостоятельной работы студентов: самостоятельная работа студентов – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и непосредственном руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности обучающегося в учебных заведениях – лекции, практические, лабораторные занятия, семинары, обусловливают формы самостоятельной работы и виды домашних заданий. Система контроля также закладывает основы для ее ориентации.

На лекции преподаватель рекомендует обучающимся литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу обучающихся и совершенствовать ее качество.

Выделяют условия, которые обеспечивают успешное выполнение самостоятельной работы:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

  2. Четкая постановка познавательных задач.

  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.

  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

  5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).

  6. Критерии оценки, отчетности т.д.

  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Уровни организации самостоятельной работы студентов

Как организационная форма учебного процесса самостоятельная работа студентов может организовываться на различных уровнях ее выполнения. Причем, различные авторы предлагают свою, авторскую, классификацию видов и уровней организации самостоятельной работы в зависимости от характера предлагаемых для самостоятельного выполнения заданий, особенностей протекания самостоятельной познавательной деятельности студентов с учетом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала.

Согласно точки зрения М.В. Булановой-Топорковой, самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности обучающихся. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности обучающихся:

1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность учащихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

2. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.

3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучающийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).

Управление и организация самостоятельной работой студентов

Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание обучающихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе учащихся (они это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, понимают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень учащихся ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на самостоятельную работу в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений учащихся и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля. Сознательность выполнения самостоятельной работы обеспечивают следующие характеристики:

Ориентируясь на четыре компонента содержания образования – знания, умение решать традиционные задачи, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-оценочной деятельности, - целесообразно для каждой дисциплины произвести очень тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделить в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы.

Таким образом, для организации и успешного функционирования самостоятельной работы учащихся необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы.

  2. Сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы студентов;

  3. Обеспечение контроля за качеством выполнения самостоятельной работы (перечень предъявляемых требований, возможность консультаций).

  4. Разнообразные формы контроля за ходом и выполнением самостоятельной работы студентов.

Таким образом, самостоятельная работа студентов представляет собой обязательный элемент учебного процесса, который обеспечивается необходимыми условиями для своей организации.