Педагогика иудаизма.
На протяжении I тыс. до н.э. на территории Палестины существовали созданные евреями – выходцами из Месопотамии_ государства Израиль и Иудея. В них произошли существенные для человечества изменения в общественном сознании, повлекшие качественные изменения в воспитании. Главным оказалось установление единобожия. Единый Бог, полагали евреи, вручил им истины, сосредоточенные в Талмуде и Торе (первые пять книг Библии – Ветхий Завет). Единый Бог, постоянное учение и поиск мудрости – таким был жизненный и воспитательный идеал иудаистской педагогики. Высшее предназначение человека виделось в совершенствовании ума и трансформации знаний в мудрость как способность различать добро и зло, принимать правильные решения, совершать верные поступки. Человек, чурящийся образования, пренебрегает Богом: «Кто не учится – на (духовную) смерть обречен».. Напротив, святы мудрецы и ученики, постигающие божественную науку. В священных книгах черпались нравственные заповеди, где очерчены границы добра и зла и которым должен был следовать каждый человек. Семейное воспитание рассматривалось как препятствие на пути пороков и хаоса. В Притчах царя Соломона читаем:»Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму». Центральная педагогическая идея притч – призвание отца быть наставником, почитание родителей. Большинство притч начинается с обращений отца к сыну, в которых Соломон призывает не покушаться на чужое добро, вести праведную жизнь, искать мудрости, которая дороже драгоценных камней, т.е. быть рассудительным, не отказывать в благодеянии нуждающимся, избегатьнасилия, лжи, лицемерия, быть трудолюбивым, стремиться к добру, быть верным в дружбе. Способами такого воспитания назывались прежде всего наказания: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой». После военного поражения от римлян, которые захватили в I в. Всю Палестину, восстаний и войны II в. Еврейские поселенцы рассеялись по миру. Еврейские общины возникли в городах христианской Европы и на мусульманском Востоке. Они вели обособленную жизнь. Гонения, которым подверглись иудеи, отразились на отношении к воспитанию как к способу выжить и сохранить целостность разбросанного по миру рода. По этим же причинам важнейшей ценностью в воспитании считалось внушение идеи сохранить чистоту крови, отказа смешиваться с другими народами. Обучение, воспитание, наставничество рассматривались как инструмент поддержания миропорядка. Учеба рассматривалась в первую очередь не как подготовка к той или иной профессии, а как гарант против застоя и стимул прогресса. Еврейские богословы зачастую объяснили беды, обрушившиеся на иудеев, небрежением в изучении Торы. Программа и организация образования. Важнейшим при обучении называлось нравственно-религиозное воспитание и развитие ума. Мальчики и девочки из иудейских семей учились раздельно. Почтение к наставнику воспитывалось с младенчества. Основными предметами обучения служили тексты Торы и Талмуда, которые читали, записывали, заучивали наизусть.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.