17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
ДИСТЕРВЕГ ФРИДРИХ АДОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ (1790-1866), педагог. Германия.
Ф.А.В.Дистервег (1790-1866) - немецкий педагог. Он занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. Является последователем идей Песталоцци. Всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Оновной педагогический труд - «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). Является автором 20 учебников и руководств по математике, нем. языку, географии, астрономии. Д. выступал за обновление школьного образования. Главной задачей народной школы должно быть разностороннее развитие каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей. Выделил 3 ступени возрастного развития детей школьного возраста: 6-9 лет; 9-14 лет; 14-16 лет. У Д. ведущие принципы воспитания и образования: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Природосообразность: следование в воспитании и обучении природе ребенка. Культросообразность означает учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры. Самодеятельность Д. понимал как активность, инициативность личности. Развитие детской самодеятельности, по его мнению, конечная цель воспитания. Д. разработал дидактику развивающего обучения, которую изложил в 33 правилах. Эти правила , по его мнению, должны помогать учителю успешно осуществлять процесс обучения.
Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек - мое имя, немец - мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Д. считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природа- сообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Д. является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Д. выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Но важно, что он подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Д., развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь том случае, если будет направлено на достижение определены цели, которая составляет объективную сторону воспитания
О воспитании
Задачи школы
• воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан;
• воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Цели и принципы воспитания
«Воспитывать — значит побуждать».
Важнейший принцип воспитания — природосообразность:
• следование за процессом естественного развития человека;
Об обучении
Главная задача обучения—развитие умственных сил и способностей детей.
Формальное образование связано с материальным.
Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Предметы преподавания:
• отечественная история, • география, • родной язык, • естественные науки,
Правила и принципы обучения:
• обучать природосообразно,
• обучать соответственно особенностям детского восприятия,
• от примеров надо идти к правилам,
• от предметов — к обозначающим их словам,
Требования к учителю:
• должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься
ПОСТОЯННЫМ самообразованием;
• на уроке должна доминировать атмосфера бодрости;
• преподавание должно быть энергичным, чтобы будить
Д. удачно сочетал теоретическую и практическую трудовую деятельность , творчески обращаясь к трудам Коменского, Руссо, Песталоцци, других выдающихся педагогов. Как и они, главным в воспитании считал принцип природосообразности. Его нужно соотносить с современным состоянием общества, утверждал Д., и выдвигал идею общечеловеческого воспитания, противопоставлял ее сословной и шовинистской направленности воспитания, столь чуждой природе человека. Школа должна воспитывать гуманных, добродетельных и широко образованных людей - граждан, а не «истинных пруссаков». Стало крылатым изречение Д.: «Говори и думай: человек - мое имя, немец - прозвище». Воспитатель не ответственен, кем станет ребенок - математиком, техником или музыкантом. Его дело только следовать природе ребенка, формировать не специальные, а общечеловеческие качества (ум, чувство, волю, память, воображение, внимание, дар слова и др.) Решению этих задач служат также принципы культуросообразности и самодеятельности. Невозможно образовать и развить человека без его собственного в этом участия, деятельности и усилий. Воспитание для него, считал Д., оканчивается как только он почувствует желание и силу продолжать самообразование и поймет, что для этого нужно делать. Принципы воспитания Д. связывал с дидактикой развивающего обучения, одним из основоположников которой он является. Определил ее исходное положение («Воспитывать значит возбуждать»).
Учителю Д. отводил решающую роль в воспитании и обучении, утверждал, что чаще всего школы находятся в упадке по вине самих учителей, и предлагал соответствующие правила из своей дидактики. Вот некоторые их них: вести обучение обдуманно и энергично, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, стараться сделать преподавание увлекательным, тщательно следить за речью учащихся, чтобы они правильно произносили выученное, вести воспитательную работу на уроке, возбуждать рвение учащихся, приучать их к труду, внушать любовь к учению, следовать принципу: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить», радоваться за себя и своих учеников их развитию, их подвижности и т.д. Каждое из дидактических правил Д. комментировал. Учителю же советовал никогда не останавливаться в собственном образовании, так как оно и само постоянно развивается. Поэтому нужно заниматься самообразованием, общаться с коллегами по работе, постоянно возвращаться к лучшим книгам мировой педагогической литературы. Теория, которой учитель овладевает, неэффективна без живого понимания человеческой природы, опыта, такта. Истинный народный учитель, убежден Д., принимает участие в общественной жизни, работе кружков и других учреждений, содействующих распространению культуры.
Д. - автор более 20 учебников по математике, географии, астрономии, немецкому языку и др. Всего же им написано более 200 работ, их главные идеи широко применялись, многие актуальны и сегодня.
СТАТЬЯ «РУКОВОДСТВО К ОБРАЗОВАНИЮ НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ» (1835).
Основной педагогический труд Дистервега — "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.
Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.
Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он — автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.