25. Феноменологическая педагогика.
Приверженцы феноменологической педагогики исповедуют индивидуально-ориентированное, гуманистически направленное воспитание. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. Главное – это поворот в воспитании к личности ребенка. Предлагается предоставить ученикам возможность участия в выборе задач, средств обучения, отвести учителю роль источника и модератора познания, относиться с симпатией к ученикам, «приглашать» их к учению, реализовать модель школы как семьи. Предусматривается эмоциональная и психологическая поддержка ученика, создание атмосферы сотрудничества и взаимной приязни, гарантирование независимости учащихся в пределах ограничений, принятых школьным сообществом, создание позитивных ожиданий и благожелательности. Поиск путей формирования гуманной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самореализации, выглядит своеобразной защитной реакцией против урбанизации жизни, деградации духовных и культурных ценностей, усреднения личности в обществе. Педагоги гуманистической ориентации настаивают на воспитании не только интеллекта, но и нравственности, социальной ответственности. За рубежом:
Ярко представлена феноменологическая педагогика в концепции гуманистической психологии (США). Концепция сосредоточена на проблемах человеческого опыта, смысла бытия, определении целенаправленного и ценностного поведения, самореализации, свободы выбора личности. Разработчики концепции главную цель педагогики видят в формировании люде, способных к гуманным переменам в обществе. Один из разработчиков – Ф.Х. Маслоу. Перед падагогими ставится цель – помочь воспитанникам достичь максимальной полноты самореализации. Для этого призывают поощрять естественную потребность в учении, сохранив эту потребность на всю жизнь.
Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) Подчеркивает уникальность каждого отдельного человека и наличие у него потенциала эффективного саморегулирования и функционирования. С точки зрения Маслоу, человек обладает изначально заданной сущностью, заложенной от рождения в «свернутом виде». Учитывая это, предлагается главная педагогическая цель: «Помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не отливать его по придуманной заранее кем-то форме». Жизнь человека, по Маслоу, цепь удовлетворения непрерывно сменяющихся потребностей. Вершина в иерархии потребностей – стремление к самоактуализации, т.е. самоутверждению. Маслоу выделяет несколько ее характеристик, в том числе сострадание, поиск глубоких межличностных отношений, творческий характер деятельности, смыслотворчество, рефлексия, создание собственной картины мира и т.д. В своей книге «Новые рубежи человеческой природы» Маслоу пишет, что при воспитании следует обращать внимание главным образом на способность к импровизации и вдохновению.
В России:
Суть гуманных идей феноменологической педагогики можно проиллюстрировать тезисом о том, чтобы следовать в воспитании «золотому правилу нравственности»: «Веди себя по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он вел себя в отношении тебя; не делай другому того, что ты счел бы неприятным для самого себя». Российские ученые предложили пути воспитания, исходя из гуманистических потребностей и интересов личности. Олег Семенович Газман (1936-1997) Сформулировал идеи педагогики свободы. Им предложена концепция, в основе которой лежит признание экзистенциональной сущности ребенка (Экзистенциализм - это учение, утверждающее, что существование человека, его экзистенция предшествует его сущности. Т. е, человек вначале появляется на свет, существует, действует и лишь потом определяет свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели (хочет быть таким, а не иным). Т. о., существовать - значит создавать себя, выбирать себя среди разнообразных форм и содержаний. Это означает, что человек свободен, что он сам творит свое бытие.) и его права на самоопределение и самореализацию, индивидуальные образ жизни и мировоззрения. Газман говорит о человеке как существе одновременно природном, социальном и экзистенциональном. Под экзистенциональным понимается способность к автономному существованию, умение самостоятельно строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром. Для реализации биологической, социальной и экзистенциональной ипостасей воспитанника предлагается педагогика, осуществляемая в четерех процессах: забота, обучение, аоспитание, поддержка. Забота – как удовлетворение начальных потребностей в тепле, еде, гигиене, общении, сне, играх и др. Заботу осуществляют учителя, врачи, родители, старшие ребята. Воспитание и обучение – как соблюдение трех принципиальных условий: гуманные содержания и направления передаваемых норм поведения; организация опыта гуманистических отношений; демократический стиль обучения. Поддержка – как определение совместно с воспитанником его интересов, возможностей, целей, способов преодоления препятствий на пути освоения мира, самовоспитания.
Евгения Васильевна Бондаревская (род. 1931) Полагает, что в современной педагогике утрачивают свое значение концепции воспитания, ориентированные исключительно на социум и передачу социального опыта, поскольку ребенок в них мыслится как пассивный объект воздействия социальных структур. Предлагается бережно относиться к миру детства – категории, которая вытеснена социально ориентированной педагогикой. Приоритетное значение, по ее суждениям, приобретает концепции личностно-ориентированного воспитания, направленные на решение персональных проблем, педагогическую помощь и поддержку человека, вовлечение его в жизнетворчество.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.