24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
Социальная педагогика в современном зарубежье.
Социальная педагогика базируется на традиционной идее о роли воспитания и образования как ретрансляторов культуры прошлого. Обучение и воспитание трактуются как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители социальной педагогики намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию в пределах стандартизированных программ. Программа социального воспитания аргументируется в концепциях, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности. Интерпретаторы социального воспитания ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологический и социальный факторы воспитания действуют в связке, причём среда корректирует наследственность.
В школе видят основное социальное условие воспитания. Она представляется специфической моделью общественной среды. При этом едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.
Набирают силу идеи социального образования в США. Американские педагоги возвращаются к идеям важности академического образования, прочного, научно-структурированного обучения. Образование с точки зрения ряда педагогов США выполняет «терапевтические функции» социальной мобильности, даёт умения выживания, возможности выбора для успешной карьеры. Подобный взгляд не случайно популярен в США, где издавна существует культ «американской мечты». Соответственно, американская педагогика предлагает идеи социальной зависимости, смысл которых состоит в предположении, что если разделяющую общую цель учащиеся сотрудничают между собой, результат оказывается более значительным, как если бы они работали порознь или соперничали друг с другом. Часть учёных, опираясь на идею человеческого капитала (людских ресурсов), расценивают образованность как товар, в получении которого заинтересованы государство и бизнес. Финансовые вложения в образование рассматриваются как наиболее прибыльные инвестиции, «источник будующих благ и прибыли». Концепция людских ресурсов предполагает необходимость активизации связи обучения с трудовой деятельностью.
Одной из заметных в социальной парадигме оказалась предложенная педагогами США (П.Блум, Р.Ганье, Б.Скиннер и др.) концепция бихевиоризма (от англ. behavior – поведение). Концепция господствовала в американской педагогике вплоть до 60-х гг. XX века. Главная идея бихевиоризма применительно к образованию состоит в том, что человеческое поведение – управляемый процесс. Бихевиоризм установил важность внешней среды как определяющего фактора в человеческом поведении, успешно объяснил многочисленные аспекты воспитания и поведения в терминах социальных факторов. Педагоги бихевиористской ориентации акцентируют роль и значение общества в становлении личности. Ими предложена педагогическая модель, где упор сделан на проблеме усвоения знаний и социальной адаптации молодёжи через образование. В педагогическом процессе выделяются «поведенческие акты» и «наблюдаемые действия». Утверждается, что всякая образовательная программа может быть переведена на язык поведенческих понятий, которыми характеризуют мысли, чувства и действия, свойственные человеку. Подобный подход фактически ориентирует по преимуществу на репродуктивное обучение (заучивание, воспроизведение, повторение образцов).
Педагогическое мастерство по Скиннеру состоит в том, чтобы обеспечить подлинно свободное поведение, при условии которого формируются такие качества учащихся, как ответственность, готовность к сотрудничеству, общительность. Им предложена модель поведения личности, в основе которой – тезис об обязанности общества обеспечить счастье отдельного человека. Он пишет в связи с этим: «Гуманистом является не тот, кто лишь констатирует влияние социума на человека, а тот, кто учитывает это влияние, когда думает о будущем человека». Учёный ставит на первый план проблему регулирования внешнего поведения человека, выработку у индивида реакций на основе социально одобряемых норм жизни. Соответствующие качества личности, по его мнению, поддаются тренировке. Главным средством научения, формирования нового поведения называется регулярное подкрепление. Предлагается точно очерчивать и организовывать педагогический процесс в виде подачи небольших порций учебного материала, что должно вызвать запланированные реакции, контролировать их усвоение и обеспечить плавный переход к усвоению очередных доз учебной программы.
Социальная педагогика в современной России.
Часть российских педагогов в соответствии с марксистской традицией продолжает рассматривать воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, посредством которого решаются задачи социума, и определяют воспитание как превращение объективного требования общества в субъективную норму поведения.
Критики такого подхода утверждают, что он создаёт иллюзию, будто методами подобной социализации можно решить проблемы отдельного человека. Они предлагают иные трактовки социального воспитания (В.И.Загвязинский, А.В.Мудрик, Н.Д.Никандров, Н.Л.Селиванова и др.)
Так, Анатолий Викторович Мудрик (род. 1941) рассматривает воспитание в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Новым и важным считает Мудрик тезис о социализации как контексте воспитания, означающем развитие и самоизменение как в процессе приспособления, так и обособления человека в обществе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.