20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.
В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях в таких, как «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литера туры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в общественном воспитании].Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» . Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать самый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский .
Ушинский считал, что решающим в этом процессе является воспитание и что развитие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком путем воспитания. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности.
Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически развиты, физически здоровы. Все эти качества, по его мнению, необходимо воспитывать и развивать на основе принципа народности. Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содействовать развитию народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.
Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:
1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего значит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обязательного обучения и формировать эти поколения в духе экономических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руководить сам народ.
2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как фактора и как одного из основных принципов воспитания.
3. Центральное место в формировании человека должен занимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».
4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирования высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его счастье, за его прогресс.
5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина - личности равноправные, равно самостоятельные и равно ответственные», - писал Ушинский.
6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности – недопустимо.Считая народность источником деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование.
Работа «О народности и общественном воспитании»
Многие отечественные педагоги, еще с начала XIX столетия, в своих работах обращались к некоторым проблемам социального (общественного) воспитания. Большое внимание этой тематике уделял и К. Д. Ушинский. В одной из наиболее известных его статей - "О народности в общественном воспитании" (1875 г. ) - едва ли не впервые в России рассматривались различные аспекты национальных особенностей воспитания и давалось четкое мировоззренческое обоснование позиции автора.
Концепция национального воспитания, предложенная К. Д. Ушинским, базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ на протяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Эта система основывалась на формировании такого идеала человека, каким он представлялся в каждой стране. "Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели" утверждал педагог (О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - С. 272). Применение в нашей стране системы образования, построенной на "абстрактных или иностранных началах", окажет, по мнению Ушинского, слабое или даже негативное воздействие на развитие российских учеников. Обосновывая доминирующее влияние национальности на характер человека, Ушинский утверждал, что некоторые национальные качества передаются по наследству. (Позднее от несколько изменил свои взгляды на эту проблему. ) Именно эти национальные качества, по его мнению, предопределяют поведение личности в различных ситуациях. Ушинский полагал, что национальные черты "коренятся глубже всех прочих" как во внешности, так и в душе человека. Из этих утверждений педагог делал выводы о существовании у людей только одной, общей для представителей одного этноса "природной наклонности", которою он назвал "народностью". В современной науке это явление получило название национальной ментальности. Именно на "народность", как утверждал Ушинский, должен опираться педагог в своей деятельности. Автор весьма категорично утверждал: "воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным", т. е. сообразным особенностям национального характера. Признавая высшим идеалом воспитания идеал христианский, Ушинский полагал, что он является неотъемлемой частью национального воспитания всех христианских народов. Преподавание различных учебных дисциплин также составляет общий для всех цивилизованных народов элемент педагогики. Однако конкретные формы воспитания и обучения при этом должны оставаться национальными. Иначе эффективность педагогического воздействия на ребенка будет заметно снижаться. Ушинский давал достаточно ясные и четкие определения идеалов воспитания в ведущих западноевропейских странах - Англии, Франции, Германии. Когда же дело касалось России, осмысление автором сущности русского народного характера становилось весьма расплывчатым и двойственным. Здесь на первый план выступали такие противоречивые качества, как: отсутствие четких юридических понятий и в тоже время высокая нравственность народа; восприимчивость ко всему чужому и одновременно стойкость народных убеждений. Неизменной отличительной чертой русского народа в противоположность западноевропейским нациям была лишь прочная православная вера. Все эти свойства, по мнению Ушинского, должны были учитываться при выработке концепции национального русского воспитания.
Многие либеральные российские педагоги конца XIX - начала ХХ вв. , отзывались о теории национального воспитания К. Д. Ушинского весьма критически.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.