4. Педагогические идеи Конфуция
Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) целъ воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.
Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».
Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.
В 523г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, наделенным сверхъестественными качествами.
Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:
1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.
2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.
3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).
4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.
5. «ЧЖИ» — знание.
6. «СИНЬ» — верность.
Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.
Ритуал и канон составляют основу воспитания.
Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию.
Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня. Это:
— уважение к ученику;
— принятие учеников такими, какие они есть;
— собственный пример — основа воспитания;
— терпимость;
— единство учения и жизни;
— равенство всех людей как учеников;
— отказ от принуждения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Представления об образовании в древних цивилизациях Шумера и Египта.
- 3.Педагогические идеалы индуизма и буддизма
- 4. Педагогические идеи Конфуция
- 5. Педагогические воззрения Сократа, Платона и Аристотеля. Воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
- 6. Педагогика Древнего Рима.
- Педагогика иудаизма.
- Педагогика раннего христианства.
- 7. Просвещение и педагогическая мысль в византии.Влияние византии на образование в киевской руси
- 8. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем востоке (VII -XV II вв.)
- 9. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья Общий взгляд
- Философско-педагогическая мысль
- Воспитание и обучение
- 10. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Школа в XV – начале XVII в.
- 11. Воспитание и обучение в древней Руси.Владимир Мономах
- 12. Воспитание и обучение в Московском и Руссом государстве (14-17вв.). «Домострой»
- 13.Ян Амос Коменский
- 14. Сенсуализм д. Локка
- 15. Концепция естественного воспитания
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- 17. . О природосообразности и культуросообразности в воспитании.
- 18. Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в.
- 20. Идея народности в педагогике к.Д. Ушинского. Работа «о народности и общественном воспитании»
- 21. Идеи свободного воспитания и педагогическая деятельность л.Н. Толстого. Статья «о народном образовании».
- 24. Современная социальная педагогика в России и за рубежом. А.В.Мудрик (Россия), б.Скиннер (сша)
- 25. Феноменологическая педагогика.
- 26. Российское педагогическое зарубежье
- 28.Шанский
- 29. Педагогическое творчество макаренко
- 30. Реформы российского образования на рубеже 20-21 веков. Введение 11-летнего обучения. Единый государственный экзамен.
- 32 Вопрос 32. Реформы высшего образования в россии. Болонский процесс и высшее образование.