Дом. Задание:
Сравнительно-сопоставительная таблица категории «норма
подход | тип | вид | содержание | критерий | показатель | общее | различное | достоинства | недостатки |
Статистическая норма | норма | статистический | Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида | чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. | Стилевые и мотивационные черты | Попытка разграничения того «что такое хорошо и что такое плохо» | Метод – математический анализ, объективизм, однозначность, точность | Можно определить хотя и примерные границы нормы | «Средних» индивидов нет в природе |
Социокультурный норматив | норматив | социокультурный | уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым | для оценки способностей и достижений | Способности и достижения | Объективное и субъективное в единстве, неоднозначность, отсутствие жестких рамок | Массовость – для всех | Культура имеет свойства видоизменяться имеет динамику, поэтому невозможно предугадать все новые и новые и новые нормативы, которые так или иначе будут самостоятельно являться |
http://rudocs.exdat.com/docs/index-43480.html?page=11
Таблица этапов идентичности личности (по Э.Эриксону) и описание методов оценки ее достижения в разных возрастах.
возраст | Нормальное развитие | Параметры и критерии оценки | Диагностические методы | Аномальное развитие | Параметры и критерии оценки | Диагностические методы |
Младенчество (оральная стадия по Фрейду) | Результат прогрессивного развития: Энергия и жизненная радость | Доверие к миру | Исследования двигательной, сенсорной сфер, манипулирования с предметами, динамику развития способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональное развитие, развития собственной голосовой активности | Результат аномального развития: Отсутствие энергии и жизненной радости | недоверие к миру; | Исследования двигательной, сенсорной сфер, манипулирования с предметами, динамику развития способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональное развитие, развития собственной голосовой активности |
Ранний возраст (анальная стадия) | Результат прогрессивного развития: Независимость | Самостоятельность | методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка. Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка. Также существует комплексная методика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями. Примерно эти же предметы и по той же схеме используются для диагностики ребенка 3-5 лет. | Результат аномального развития: Зависимость | стыд, сомнения | методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка. Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка. Также существует комплексная методика развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями. Примерно эти же предметы и по той же схеме используются для диагностики ребенка 3-5 лет. |
Возраст игры (фаллическая стадия) | Результат прогрессивного развития: Целеустремленность | Инициатива | Диагностика психологической готовности ребёнка к школьному обучению | Результат аномального развития: Отсутствие целей, и как следствие стремления к ним | пассивность, вина | Диагностика, коррекция и развитие необходимых для обучения в школе качества личности ребенка |
Школьный возраст (латентная стадия) | Результат прогрессивного развития: Овладение знаниями и умениями | Компетентность | Игровая форма тестирования, методики на определение уровня психического развития ребёнка | Результат аномального развития: отсутствие необходимых ЗУН | Неполноценность | Игровая форма тестирования, методики на определение уровня психического развития ребёнка |
Подростковый возраст (латентная стадия) | Результат прогрессивного развития: Самоопределение, преданность и верность | Идентичность личности | Используются методики для экспертной оценки уровня актуального развития и психоэмоционального состояния (1. Методика многофакторного исследования личнотсти Р. Кеттела (187 вопросов), с 14 лет и старше. 2. ММИЛ (по Ф. Б. Березину) – от 16 лет и старше. 3. МПДО (по Личко) – с 13 лет и старше. 4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (по Л. Н. Собчик) 5. Тест Подростки о родителях (по Л. И. Вессерман, И. А. Горьковыская, Е. Е. Ромицына)–от 13 до 18 лет. 6. Цветовой тест Люшера (по Л. Н. Собчик) – от 11 лет и старше), методики для знакомства с подростком и получения экспресс информации о его эмоционально-личностном развитии (1. Тест школьной тревожности Филлипса (9–14 лет). 2. Тест Томаса – от 12 лет и старше. 3. Тест – опросник Шмишека с 13 лет и старше. 4. Опросник Айзенка подростковый. 5. Социометрия (Дж. Морено). 6. Методика Q-сортировки. 7. ДДЧ (по А. Л. Венгер) – от 5 и старше. 8. РНЖ (по А. Л. Венгеру) – от 4,5 и старше. 9. Методика «Рисунок класса», «Нарисуй учителя» и т. д. 10. «Ценностные ориентации» М. Рокич. 11. Методика «Незаконченные предложения».) | Результат аномального развития: Потеря себя, невозможность самоопределения, отсутствие привязанностей, одиночество | Непризнание | Используются методики для экспертной оценки уровня актуального развития и психоэмоционального состояния, методики для знакомства с подростком и получения экспресс информации о его эмоционально-личностном развитии |
Молодость | Результат прогрессивного развития: Сотрудничество, любовь | Близость | Используются методики для экспертной оценки уровня актуального развития и психоэмоционального состояния: 1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (187 вопросов, с 14 л.) 2. ММИЛ (по Ф. Б. Березину) – от 16 лет и старше. 3. МПДО (по Личко) – с 13 лет и старше. 4. Тест Подростки о родителях (по Л. И. Вессерман, И. А. Горьковыская, Е. Е. Ромицына) – от 13 до 18 лет. 5. Цветовой тест Люшера (по Л. Н. Собчик) – от 11 лет и старше. А так же методики для знакомства и получения экспресс информации о его эмоционально-личностном развитии: 1. Социометрия (Дж. Морено) 2. Методика Q-сортировки 3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (по Л. Н. Собчик) 4. «Ценностные ориентации» М. Рокич.
| Результат аномального развития: Единоличие, отсутствие любви | Изоляция | Используются методики для экспертной оценки уровня актуального развития и психоэмоционального состояния: 1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (187 вопросов, с 14 л.) 2. ММИЛ (по Ф. Б. Березину) – от 16 лет и старше. 3. МПДО (по Личко) – с 13 лет и старше. 4. Тест Подростки о родителях (по Л. И. Вессерман, И. А. Горьковыская, Е. Е. Ромицына) – от 13 до 18 лет. 5. Цветовой тест Люшера (по Л. Н. Собчик) – от 11 лет и старше. А так же методики для знакомства и получения экспресс информации о его эмоционально-личностном развитии: 1. Социометрия (Дж. Морено) 2. Методика Q-сортировки 3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (по Л. Н. Собчик) 4. «Ценностные ориентации» М. Рокич.
|
Зрелость | Результат прогрессивного развития: Творчество и заботы | Продуктивность | Диагностика психического развития интеллекта, познавательных процессов в зрелом возрасте. Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик Методики для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте Исследование Восприятия: 1. Методика исследования восприятия времени. 2. Тест Мюнстерберга на восприятие Исследование Внимания: 1. Методика таблицы Шульте 2. Корректурная проба 3. Перепутанные линии 4. Отыскивание чисел с переключением 5 Методика интеллектуальная лабильность Методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности. Исследование Памяти: 1. Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. 2. Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти. 3. Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития. Исследование Мышления: Методика толкование пословиц Методика простые аналогии Методика сложные аналогии Методика сравнение понятий Методики, направленные на исследование мышления, особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность, скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом.
| Результат аномального развития: однообразие, безделие | Застой | Диагностика психического развития интеллекта, познавательных процессов в зрелом возрасте. Психодиагностические методики исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик Методики для диагностики познавательных процессов личности в зрелом возрасте Исследование Восприятия: 1. Методика исследования восприятия времени. 2. Тест Мюнстерберга на восприятие Исследование Внимания: 1. Методика таблицы Шульте 2. Корректурная проба 3. Перепутанные линии 4. Отыскивание чисел с переключением 5 Методика интеллектуальная лабильность Методики направлены на выявление особенностей основных характеристик внимания человека: переключаемости, устойчивости, объёма, избирательности. Исследование Памяти: 1. Методика «Пиктограмма» (пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания) - экспериментально-психологическая методика для изучения опосредованного запоминания, которое доминирует у взрослого культурного человека. Пиктограмма - рисуночный образ, создаваемый для опосредованного запоминания. 2. Методика «Память на числа» позволяет оценить объём непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти. 3. Методика «Воспроизведение текстов» помогает исследовать смысловую память и предоставляет материал для суждения о сообразительности человека, об особенностях его речи, внимания, уровне его общего развития. Исследование Мышления: Методика толкование пословиц Методика простые аналогии Методика сложные аналогии Методика сравнение понятий Методики, направленные на исследование мышления, особенностей мыслительных процессов человека - их подвижность или шаблонность, скорость, глубину, позволяют оценить характеристики основных операций мышления и процесс мышления в целом.
|
Старость | Результат прогрессивного развития: Мудрость | Целостность личности | Универсальные тесты MМРI-II, СРI, МЦВ Люшера и 16 ЛФ Р.Кеттела относят к группе основных инструментов психодиагностики диагностики старости. Заданной психодиагностикой диагностикой старости есть необходимость воспользоваться с целью группового тестирования или быстрой проверки человека. Создана и узко-специальная психодиагностика диагностика старости, в основном нацеленная на выявление определенных персональных качеств респондента. Например, методики: ЕРQ Г.Айзенка, Ч.Д.Спилбергера, САН Самочувствие Активность Настроение, УСК Уровень Субъективного Контроля, А.Басса-Дарки представлены в данной группе. Наилучшее достоверное исследование на много эффективнее при совмещении одновременно различных отрядов структурированных диагностических инструментов. Примеры стандартизированных методик:
| Результат аномального развития: не накопленная мудрость | Отчаяние | Универсальные тесты MМРI-II, СРI, МЦВ Люшера и 16 ЛФ Р.Кеттела относят к группе основных инструментов психодиагностики диагностики старости. Заданной психодиагностикой диагностикой старости есть необходимость воспользоваться с целью группового тестирования или быстрой проверки человека. Создана и узко-специальная психодиагностика диагностика старости, в основном нацеленная на выявление определенных персональных качеств респондента. Например, методики: ЕРQ Г.Айзенка, Ч.Д.Спилбергера, САН Самочувствие Активность Настроение, УСК Уровень Субъективного Контроля, А.Басса-Дарки представлены в данной группе. Наилучшее достоверное исследование на много эффективнее при совмещении одновременно различных отрядов структурированных диагностических инструментов. Примеры стандартизированных методик:
|
уровни | Задачи (смысл) | механизмы | содержание | возраст | Методы диагностики в норме |
Волевой реактивности | осуществляет наиболее примитивные функции адаптации.
| адаптации | Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных изменений среды. Значимы перепады температуры окружения и самого тела, освещенности, высоты звука, скорости движения, воспринимаемой как перепад интенсивности (предметы возникающие внезапно и перемещающиеся очень быстро вызывают негативную эмоциональную реакцию, но до тех пор пока не сформированы более совершенные механизмы). Количественные изменения наиболее разрушительно действуют на организм: аффективная система пристально следит за ними. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции беспокойства, тревоги, страха, агрессии. Поэтому оценка интенсивности входит в круг витальных задач ,решаемых младенцем с первых дней жизни. Полевая реактивность раньше всех других уровней сигнализирует о сбоях возникающих в организме. Клинически это проявляется в быстрой истощаемости любой формой активности, в аффективной пресыщаемости, непереносимости физических нагрузок, яркого света, громких звуков и т д. Самостоятельная роль этого уровня ограничена, его влияние распространено на все другие уровни. Ни одно явление аффективной жизни не обходится без его участия и оценки.
| Решается с первых дней жизни младенца | психомоторные методы, Диагностика уровня полевой реактивности (аффективной пластичности). |
стереотипов | На этом уровне взаимодействие со средой усложняется. К оценке по интенсивности добавляется оценка по качеству
| Качественного взаимодействия | Здесь аффективная система берет под контроль весь спектр экстра и интероцепции, дифференцирует все виды ощущений, упорядочивает и индивидуализирует их, вырабатывает аффективные предпочтения. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического. Собственное тело и связанные с ним циклические процессы, в том числе двигательные, находятся под постоянным контролем. Любой сбой в ритме вызывает отрицательные эмоции и, наоборот, регулярность процессов вызывает состояние комфорта. Отсюда особое удовольствие от ритмических действий (танец, спорт). Особенность уровня стереотипов - наличие стойкой и яркой аффективной памяти. Память тела позволяет надолго сохранить переживания, при этом не только элементарные, но и сложные. Этот уровень - своеобразный дирижер, координирующий взаимодействия отдельных сенсорных систем, прилаживающих их друг к другу, и закрепляющий на основе аффективной оценки (удобно-неудобно.) С первых дней жизни ребенка уровень стереотипов включается в решение основных задач, связанных с выживанием. Младенец активно ищет сигналы, связанные с кормлением и уходом. Мать является для него наиболее важным носителем этологических сигналов. В результате складываются первые предпочтения, формируется определенная поза на руках матери, начинают вырабатываться вкусовые пристрастия, особая чувствительность к тактильному контакту с матерью. По мере взросления ребенка круг его предпочтений расширяется, индивидуализируется.
| Младенец, ребенок | Диагностика влияния полоролевых стереотипов на ребёнка, диагностика уровняаффективных стереотипов. |
экспансии
| Активность организма на этом уровне направлена на овладение, захват различных объектов, обладающих определенной побудительной силой.
| Овладения, захвата различного рода объектов | На уровне экспансии аффективная система сталкивается с новыми свойствами среды, новыми, более сложными задачами. Сенсорное поле, где в качестве системы отсчета выступают ощущения собственного тела, сменяется пространственно - предметным полем, состоящим из отдельных объектов, находящихся на определенном расстоянии друг от друга и имеющих определенную форму, объем и вес. И индивид, и побуждающий объект, с одной стороны, и препятствия, с другой, задает цель действия. На уровне экспансии наблюдается особая чувствительность к любым ограничениям и препятствиям. Для их преодоления организм щедро расходует свою энергию. Это уровень стенических эмоций - положительных и отрицательных. Однако функция барьера неоднозначна. Во-первых, барьер не только несет отрицательный эмоциональный заряд. Он также является меркой, с помощью которой человек может объективно оценить свои возможности. Преодоление барьера - основная цель и смысл многих действий, например, спортивных, игровых.
| Ребенок, а т. Ж. совершенствование навыков на дальнейших стадиях | Диагностика уровня социального развития личности школьника, Уровня аффективной экспансии |
эмоционального контроля | Обеспечивает шаг в углубление и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.
| Взаимодействия с окружающим миром | Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки позволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно -- их негативные реакции. Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную синтонную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпосылки развития самооценки.
| Начинает формироваться в раннем школьном возрасте | Диагностика базовой аффективной регуляции (Диагнностика уровня аффективного (эмоционального) контроля) |
Уровни эмоционально-волевого регулирования личности (по Н.Я.Семаго)
http://child-stories.chat.ru/ericson.htm
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- 1.Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования (2003 г).
- I. Общие положения
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6.Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиональной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- 2.Этический кодекс Российского психологического общества (2003 г). Предисловие
- 1. Психолог и требования к нему
- 2. Требования к Заказчику услуг Психолога
- 3. Требования к Клиенту - человеку, с которым работает Психолог
- 4. Требования к результатам работы Психолога
- 5. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком
- 6. Нормы создания, хранения и применения материалов Психолога
- 7. Нормы отношений Психолога с Клиентом
- 8. Нормы отношений Психолога к результатам исследования
- 9. Нормы передачи материалов исследования Заказчику
- 10. Нормы отношений между Заказчиком и Клиентом
- Главные Этические принципы и правила деятельности психолога
- 11. Принцип ненанесения ущерба Клиенту
- 11.1. Правило взаимоуважения психолога и Клиента
- 11.2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик
- 11.3. Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента
- 12. Принцип компетентности психолога
- 12.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика
- 12.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента
- 12.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога
- 13. Принцип беспристрастности Психолога
- 13.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом
- 13.2. Правило научности результатов исследования Психолога
- 13.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом
- 14. Принцип конфиденциальности деятельности психолога
- 14.1. Правило кодирования сведений психологического характера
- 14.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера
- 14.3. Правило корректного использования Результатов исследования
- 14.4. Принцип осведомленного согласия
- 15. Нормы общественно-научного поведения Психолога
- 16. Нарушение Этического Кодекса
- 3.Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик Стандартные требования к психологическим тестам
- 4.Этические принципы проведения исследования на человеке (по в.Н.Дружинину «Экспериментальная психология»).
- 6.Этические принципы и правила работы практического психолога образования Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России
- 7.Об организации обучении в первом классе четырехлетней начальной школы Письмо Министерства общею профессионального образования рф от 25.09.2000. №2021/11-13
- 1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 2. Общеобразовательная школа.
- Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
- 8.О практике проведения
- Диагностики развития ребенка
- В системе дошкольного образования
- Письмо Министерства образования рф № 70/23-16 от 07.04.19991
- Тематика семинаров по психодиагностике
- (3 ПиП курс 14 часов)
- Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход (28.06.2010) Автор: Найденова Зоя Георгиевна
- Проблемы этики в психологической диагностике
- Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- Требования к разработчикам тестов
- Требования к психологу-пользователю
- Требования к специалистам-непсихологам
- Дом. Задание:
- 4. Достоинства и недостатки педологии как науки
- Дом. Задание:
- Глава III решение диагностических задач практическим психологом в системе образования
- Какие задачи решает психодиагностика?
- Ограничения:
- Сомнения:
- В качестве итога:
- Литература
- Субъективные заметки о психологической диагностике
- Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции а. Б.Орлов
- Белобрыкина о.А., Дмитриева н.В. Границы творчества в профессиональной деятельности практического психолога. Постановка проблемы.
- Чупров л.Ф. Еще раз о психологической диагностике