logo
портфолио(2)

Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход (28.06.2010) Автор: Найденова Зоя Георгиевна

Теоретические положения исследования докладывались на научно-практических Всероссийских и международных конференциях, семинарах, «круглых столах», на заседании коллегий Министерства образования РФ, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области и в правительстве Ленинградской области, на совещаниях руководителей системы образования и т.д., проводившихся в Москве, Санкт-Петербурге, Пскове, Ярославле, в Финляндии, Польше, Австрии по проблемам управления развитием инноваций в образовании, совершенствования структуры региональной системы образования, сельской школы, нормативного финансирования образования в регионе, развития информационных технологий, обеспечения доступности и качества образования, модернизации регионального образования и др.

Основные теоретические положения и выводы исследования нашли отражение в трех монографиях, десяти методических пособиях, научных докладах, аналитических статьях, рекомендациях, других публикациях общим объемом около 70 печатных листов.

На защиту выносятся основные положения исследования:

1.Концепция инновационного развития региональной системы образования на основе гуманистического подхода, характеризующая социально-философские, культурологические, организационно-технологические и управленческие аспекты:

- инновационное развитие региональной системы образования на основе гуманистического подхода является масштабной научно-педагогической проблемой, возникшей в условиях глобального социально-экономического становления информационной постиндустриальной цивилизации XXI века и инновационного развития российского общества;

- инновационное развитие региональной системы образования носит системный характер, является важнейшим механизмом развития человека и общества. Инновации в образовании (информатизация образования, профильное образование, технологии обучения и др.), преобразуясь в социокультурные нормы и образцы, обеспечивают их закрепление в духовной и материальной культуре, соответствуют приоритетам общественного развития;

- образовательная политика в условиях инновационного развития региональной системы формирует проекты и программы по разработке, планированию, сопровождению, контролю и стимулированию процессов инновационной деятельности субъектов образования на гуманистической основе.

2. Научное обоснование модели инновационного развития региональной системы образования как открытой социально-гуманистической образовательной системы:

- инновационное развитие регионального образования – это открытая, сложная, управляемая и саморегулирующаяся полифункциональная социально-педагогическая и социально-экономическая система, создающая присущими ей специальными инновационными профессиональными учебно-воспитательными средствами (методы и технологии обучения и воспитания) человеческий капитал региона. Она формирует инновационное поле интеллектуального потенциала людей в присущей ей среде развивающихся инновационных образовательных учреждений, активно влияет на гуманизацию отношений между индивидами в социуме и экономике;

- гуманизация образования – системный процесс, детерминированный общецивилизационными факторами общественного развития, направленный на совершенствование человеческого капитала, включающего высокий профессионализм, мобильность и социализацию каждой личности, ее способность воздействовать на жизнедеятельность меняющегося социума, стабилизацию социокультурных производственных отношений, постоянное улучшение качества своей жизни и качества жизни населения региона;

- гуманистический подход как системообразующий фактор инновационного развития региональной системы образования обеспечивает соответствие требованиям XXI века всех ее компонентов, качественного своеобразия педагогических явлений во взаимосвязи их с другими социальными процессами и системами, определяющими гуманистическую роль человека в информационную эпоху.

3. Организационно-педагогический механизм инновационного развития системы образования на основе реализации принципа гуманизации:

- инновационное развитие региональной системы образования на основе гуманизации осуществляется при условии согласования целей личности (учащихся, родителей, педагогов) с целями развития региона (власти, предприниматели, население), целями общественного развития (страна, мировое сообщество) и организации многоплановой работы по пропаганде и внедрению гуманистических видов и форм деятельности участников образовательного процесса, нормативно-правового обеспечения инновационного развития среди педагогического сообщества и населения региона;

- организационно-педагогический механизм инновационного развития региональной системы образования на основе гуманизации включает овладение педагогами культурой формирования достоинств человека, его личностной автономии, независимости, овладения способами становления гуманистических отношений между всеми субъектами инновационной региональной системы образования, что становится нормой, обеспечивая стабильность общественного развития и гражданский мир в регионе;

- ведущими направлениями гуманизации инновационного развития системы образования в регионе являются гуманизация содержания образования, структурная перестройка учреждений и всей системы образования, нормативно-правовое, финансовое, информационное, кадровое, научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса с непременным развитием научной экспертизы внедряемых инноваций, мониторинга качества образования и повышения квалификации педагогических кадров;

- инновационное развитие системы образования в регионе реализуется через создание вариативных моделей обучения, переосмысление управленческих стратегий, широкое освоение новых технологий (личностно-ориентированное, диалоговое, модульное, рефлексивно-творческое, информационно-компьютерное обучение и др.).

4. Анализ инновационного развития системы регионального образования:

- управление инновационным развитием региональной системы на гуманистической основе включает не только новые разнообразные средства и методы, но и систему оценочных стандартов, критериев и измерителей для каждого вида федеральных и региональных инноваций (качество образования, профильное обучение, информационное обеспечение образования и др.), алгоритмы и процедуры управленческих решений на разных уровнях управления (образовательное учреждение – муниципалитет – регион), целевые установки управления (организация инновационной деятельности, внедрение гуманистических основ, взаимодействия участников образовательного процесса, разработка и закрепление новой нормативно-правовой базы, акцентирование контроля на полученный промежуточный результат с целью предоставления свободы творчества педагогам и руководителям и др.);

- в определении критериев результативности инновационной деятельности, в том числе и процессов гуманизации образования, необходимости учета трудностей, связанных с нематериальным характером полученных результатов, таких как формирование доверительных отношений между субъектами образования в ходе решения инновационных задач, создание положительного психологического климата в коллективе класса, школы и др. достигнутые результаты являются динамичными, подвижными, часто носят описательный характер и отражают условия в определенный период времени.

5. Социально значимые результаты инновационного развития региональной системы образования на гуманистической основе

- повышение качества образования, воспитания, развития личности в подсистемах общего, профессионального и дополнительного образования;

- востребованность новых направлений в повышении квалификации, связанных с инновационной гуманистической деятельностью педагогов и руководителей;

- повышение активности педагогов и школ в конкурсной деятельности;

- появление и активная работа новых структур для управления инновационной деятельностью (научно-методические, экспертные советы, центры мониторинга качества образования, информационных технологий и др.); выработка нового стиля общения с субъектами образовательной системы и т.д.;

- активное развитие процессов самоорганизации, самоуправления с формированием команд для решения инновационных проблем в образовании;

- усиление использования экономических, социально-психологических стимулов, развития гуманистически организованной среды.

http://gendocs.ru/

Семинар 3. Понятие нормы развития в психодиагностике (6 часов).

Вопросы для обсуждения:

О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Психическое здоровье является неотъемлемой частью этого определения.

Цели и традиции общественного здравоохранения и укрепления здоровья могут так же эффективно применяться к области охраны психического здоровья, как они применяются, к примеру, к области профилактики инфекционных и сердечно-сосудистых болезней. Психическое здоровье можно представить как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Укрепление психического здоровья основано на разнообразных стратегиях, каждая из которых направлена на оказание положительного воздействия на психическое здоровье. Как и укрепление здоровья в целом, укрепление психического здоровья охватывает действия по созданию жизненных условий и окружающей среды, поддерживающих психическое здоровье и позволяющих людям принимать и вести здоровый образ жизни. Сюда входит целый ряд действий, повышающих вероятность того, что все большее число людей будет иметь лучшее психическое здоровье. Психическое здоровье и психические расстройства определяются многочисленными и взаимодействующими социальными, психологическими и биологическими факторами, как и здоровье и болезнь в целом.

Фактические данные четко указывают на связь с показателями нищеты, включая низкие уровни образования, а в некоторых исследованиях - с плохими жилищными условиями и низкими доходами. Признанным риском для психического здоровья являются усугубляющиеся и сохраняющиеся неблагоприятные социально-экономические условия для людей и общин. Повышенную восприимчивость находящихся в неблагоприятных условиях людей к психическим расстройствам в любой общине можно объяснить такими факторами, как чувство незащищенности и безнадежности, быстрые социальные перемены, а также риск насилия и плохое состояние физического здоровья. Атмосфера, в которой соблюдаются и охраняются основные гражданские, политические, социально-экономические и культурные права, также имеет основополагающее значение для укрепления психического здоровья. Без защищенности и свободы, обеспечиваемых этими правами, крайне трудно сохранять высокий уровень психического здоровья.

Национальная политика в области охраны психического здоровья должна быть направлена не только на одни лишь расстройства психического здоровья - она должна также признавать и регулировать более широкие аспекты укрепления психического здоровья. Сюда входят социально-экономические факторы и факторы окружающей среды, описанные выше, а также поведение. Для этого необходимо включать укрепление психического здоровья в стратегии и программы государственного и частного секторов, включая образование, труд, правосудие, транспорт, окружающую среду, жилищное строительство и улучшение быта, а также сектор здравоохранения. Особо важную роль играют лица, принимающие решения в правительствах на национальном и местном уровнях, действия которых оказывают такое воздействие на психическое здоровье людей, о котором эти лица могут и не подозревать.

Для укрепления психического здоровья существуют эффективные по стоимости мероприятия даже в бедных популяциях. Недорогие, основанные на фактических данных мероприятия по укреплению психического здоровья с высокой степенью воздействия включают:

- Мероприятия в раннем детстве;

- Поддержку детей;

- Предоставление социально-экономических возможностей женщинам;

- Социальную поддержку популяций пожилых людей;

- Программы, нацеленные на уязвимые группы, включая меньшинства, коренные народности, мигрантов и людей, пострадавших во время конфликтов и стихийных бедствий;

- Деятельность по укреплению психического здоровья в школах;

- Мероприятия по охране психического здоровья на работе;

- Политика по решению жилищных проблем;

- Программы по предупреждению насилия

- Программы по развитию общин.

Критерии психического здоровья. Психическая норма

Проблема определения понятий «болезнь-здоровье», «норма-патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

- У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

- Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

- Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

- Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

- Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

- Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

- Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) - полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень - состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень - связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций - заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь - наличие отдельных симптомов психического расстройства. С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

- высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

- личностно-смысловой;

- психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости - критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999

4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981

http://rudocs.exdat.com/docs/index-43480.html?page=11

Семинар 4. Деонтологические проблемы и пути их разрешения в практике психодиагностики. (4 часа).

Вопросы для обсуждения: