Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
1. Это старое семейное совещание, но только под новым названием? Метод III не митинг, а метод разрешения конфликтов, преимущественно, как только они возникают. Не всегда конфликты вовлекают всю семью; большинство включает 1 родителя и 1 ребенка. В этом методе родитель и ребенок ищут свое собственное отдельное решение, и обычно здесь нет заранее требуемого ответа на возникшую проблему. Здесь нет лидера, оба - равноправные участники.
Обычно метод III применяется "здесь и теперь", для решения конфликтов сразу, когда они возникают, а не для абстрактного их рассмотрения на семейном совете.
Наконец, атмосфера во время разрешения конфликта по методу III не всегда приятна. Часто конфликт эмоционален и чувства бывают на высоком накале.
МЕТОД III РАССМАТРИВАЮТ КАК РОДИТЕЛЬСКУЮ СЛАБОСТЬ
Метод III некоторые рассматривают как уступку, компромисс, свидетельство слабости родителей. (Очень частая точка зрения!) - это вытекает из того факта, что люди привыкли думать о конфликтах в терминах выигрыша-проигрыша, что кто-то должен проиграть.
Сначала трудно понять, что есть возможность для обеих сторон идти своим путем.
Родителям нужно помочь понять фундаментальную разницу между методом и методом III. Им нужно напомнить, что в методе III они тоже должны удовлетворить свои потребности; они тоже должны принять окончательное решение. Если они чувствуют, что уступили ребенку, тогда они использовали метод П, а не III. Выигрыш родителя м. быть: экономия времени, снятие неприятного чувства вины и т.п.).
Некоторые родители, тем не менее, рассматривают метод III как компромисс, а для них это означает отступление, или получение меньше того, что требуется, это означает быть "слабым".
Я часто в связи с этим напоминаю фразу Дж. Кеннеди: "Бойтесь не вступать в переговоры, но никогда не вступайте в переговоры из страха". Метод III требует переговоров, но не переговоров без стремления настоять на решении задачи, пока решение не будет удовлетворять потребностям родителя и ребенка.
Мы не называем метод III "компромиссом" в смысле получения меньше, чем вы хотите, т.к. наш способ показывает, что его решения почти всегда приносят больше, и родителю и ребенку, чем оба ожидали. Эти решения часто называются психологами "элегантные решения" т.е. хорошие или часто наилучшие для обоих.
"ГРУППЫ НЕ МОГУТ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ"
Существует распространенный миф, что только индивиды способны принимать решения. "Кто-то должен решать за группу". Это происходит потому, что в нашем "демократическом" обществе" у большинства взрослых не было возможности приобрести опыт в демократическом групповом решении проблем и разрешении конфликтов.
Автор считает, что семья может принимать решения как группа; конечно, родители должны договориться об использовании метода III.
"МЕТОД III ОТНИМАЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ"
Метод III требует времени. Сколько ‑ зависит от проблемы и от желания родители и ребенка искать беспроигрышное решение. Самая большая экономия времени в том, что конфликты возникают все реже (при использовании метода III, а при методе I ‑ они возникают снова и снова).
Возникает и другое: дети и взрослые начинают искать пути избеганияконфликта. Например, дочь предупреждает запиской, что ей вечером понадобится машина; или что она собирается пригласить подругу в воскресенье. Но она не проситразрешения, просить разрешения ‑ это подразумевать, что родители могут егоне дать. Климат, создаваемый методом III ‑ по формуле: "Я хочу делать свое, пока мне не станет ясно, что это мешает тебе делать свое".
РАЗВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА 1 НЕ ОПРАВДАНО ТЕМ, ЧТО РОДИТЕЛИ - МУДРЕЕ?
Распространенная точка зрения "Мы лучше знаем", "Мы старше" "Мы подумаем с твоих интересах", "вырастешь ‑ отблагодаришь". Это психология не только родительская. (В истории тираны оправдывали применение силы к тем, кого подавляли. При этом о подавляемых они были низкого мнения. Почти всегда те, кто использовал силу и власть оправдывает это тем, что считают своих "подчиненных" низшими, худшими и т.п.).
Как можно отрицать, что родители умнее и опытнее детей? Ведь это очевидно. Все же, когда мы опрашиваем их на наших занятиях, совершали ли их собственные родители ошибки по методу I, они отвечают "Да". Родители забывают, что дети часто лучше знают о своих потребностях, целях, стремлениях и т.п.
В методе III мудрость и ребенка, и родителя мобилизована для решения проблем.
МОЖЕТ ЛИ МЕТОД III РАБОТАТЬ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ?
Это не только возможно, но и нужно начинать с раннего возраста; ребенок при этом раньше начнет строить демократичные отношения с другими, уважать нужды других, распознавать, когда его собственные потребности уважают.
РАЗВЕ НЕТ МОМЕНТОВ, КОГДА МЕТОД 1 НЕОБХОДИМО ПРИМЕНЯТЬ?
(Ребенок выбежал на улицу перед машиной; у ребенка аппендицит и его надо отправить в больницу).
Да, конечно, есть традиционные ситуации, требующие немедленных и твердых действий. И все же до кризисных ситуаций беспроигрышные методы м.б. использованы.
НЕ ПОТЕРЯЮ ЛИ Я УВАЖЕНИЕ МОЕГО РЕБЕНКА?
Многие родители смешивают понятия "уважать" с "уважать мой авторитет" или даже "бояться". Они считают, что если дети перестанут бояться родителей, то не будут слушаться и станут сопротивляться усилиям контролировать их. Иногда родители прямо отрицают это, говоря, что хотят уважения за свои способности, знания и т.п.
Когда родителей спрашивают: "Как выначинаете уважать кого-либо заегоспособности и знания?” Ответ обычно таков, что этот человек должен продемонстрировать их, т.е.заработатьэто уважение. Обычно для родителей становится очевидно, что и они должны заработать уважение со стороны своих детей, демонстрируя свою компетентность. Они не могуттребоватьуважение.
Переходя к применению метода III, родители обнаруживают, что их дети развивают новый сорт уважения к ним ‑ не тот, который основан на страхе, но тот, который основан на перемене взгляда на родителя как на личность. Большинство родителей соглашаются с тем, что это тот род уважения, который онидействительнохотели бы от своих детей.
- Т. Гордон. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training ‑ pet) Из предисловия
- Глава 1. Родителей порицают, но не тренируют
- Глава 2. Родители ‑ это люди, а не боги
- "Диаграммы принятия" для родителей
- Родители могут и должны быть непоследовательны
- Родители не должны образовывать "общий фронт"
- Ложное (фальшивое) принятие
- Можно ли принять ребенка, а не его поведение?
- Наше определение родителей, которые являются естественными людьми
- Глава 3. Как выслушивать детей, чтобы они говорили с вами. Язык принятия
- § Сила "языка принятия"
- Принятие должно быть продемонстрировано
- § Невербальное сообщение о принятии
- § Вербальная коммуникация принятия
- Что можно сказать об этих 12 категориях?
- § Простые "открытые двери"
- § Активное слушание (ас)
- § Для чего нужно учиться ас?
- § Аттитьюды, требуемые для ас
- § Риск активного слушания
- Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
- § Как родители применяют ас
- § Когда нужно применять ас
- § Типичные ошибки при использовании ас Манипулирование детьми (через )
- "Хлопанье дверью"
- Родитель-"попугай"
- Выслушивание без эмпатии.
- Активное слушание в неправильный момент.
- Глава 5: как выслушивать маленьких детей, которые слишком малы, чтобы говорить много (пропущена) глава 6. Как говорить так, чтобы дети слушали вас
- § Когда проблема у родителя
- § Неэффективные пути конфронтации с детьми
- § Посылание сообщения типа "готового решения"
- 1) Приказание, команда:
- 3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
- 4) Советы, предложения, решения:
- § Посылание "принижающих" сообщений
- § Эффективные пути конфронтации с детьми. "Ты-сообщения" и "я-сообщения"
- Глава 7. Как применять "я-сообщения"
- § Скрытые "Ты-сообщения".
- § Не акцентируйте негативную сторону
- § Послать мальчика делать мужскую работу
- § Извержение Везувия
- Как избежать посылки гневных "Ты-сообщений"
- § Что могут дать эффективные "я-сообщения"
- § Посылка невербального “я-сообщения” маленьким детям
- § При проблеме с "я-сообщениями"
- Глава 8. Изменение неприемлемого поведения через изменение окружающей среды
- Глава 9. Неизбежные конфликты между детьми и родителями: кто должен выиграть? Природа конфликта.
- § Борьба за власть между родителями и ребенком
- § Два подхода типа "выигрыш-проигрыш"
- Использование метода II
- § Почему метод I неэффективен?
- § Почему метод II неэффективен?
- § Некоторые дополнительные проблемы с методом I и II
- Глава 10. Власть родителей: необходима и оправдана?
- § Что такое авторитет?
- § Серьезные ограничения родительской власти
- § Родители неизбежно теряют власть
- § Ужасные подростки
- § "Тренинг" с помощью власти требует строго определенных условий
- § Эффекты влияния родительской власти на ребенка
- § Некоторые более глубокие вопросы, касающиеся родительского авторитета § Разве дети не хотят авторитета и ограничений?
- § Разве авторитет не хорош, если родители последовательны?
- § Разве родители не ответственны за влияние на детей?
- Глава 11. "беспроигрышный" метод разрешений конфликтов
- Краткое описание метода III
- § Почему метод III столь эффективен
- Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
- Глава 13. Как работает беспроигрышный метод
- 1. Как начать?
- § Необходимость активного слушания и "я-сообщений"
- § Первая попытка
- § Проблемы, с которыми встретятся родители
- § Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
- § Бывает ли, что беспроигрышный метод не работает?
- Глава 14. Как избежать того. Чтобы от вас отделывались
- § Вопрос об оценках (ценностях)
- § Вопрос о гражданских правах (пропущен)
- § "Разве я не могу учить своим ценностям?"
- Родитель как модель
- Родитель как консультант
- “Принять то, что я не могу принять”
- § Метод "разделенного листа" для того, чтобы начать решение проблем по "беспроигрышному" методу
- Глава 15. Как родители могут избежать конфликта, изменив себя
- § Можете ли вы больше принимать самих себя?
- § Чьи они дети?
- Кредо в моих отношениях с молодежью
- Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
- 3. Увещевание, морализирование, проповеди
- 4. Советы готовые решения
- 5. Нотации, логические аргументы, поучения
- 6. Критика, несогласие, порицание
- 7. Похвала, согласие
- 8. Обзывание, насмешка, пристыжение
- 9. Интерпретация, анализ, диагноз
- 10. Увещевание, симпатизация, утешение, поддержка
- 11. Вопросы, допытывание
- 12. Отвлечение, обращение в шутку
- Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
- Упражнение 2. Определить неэффективные сообщения
- Упражнение 3. Посылка "я-сообщений"
- Пример диалога
- 1. Метод I (пример обычного диалога)
- 2. Метод II (оптимальный диалог)