§ Эффекты влияния родительской власти на ребенка
1. Сопротивление, бунт, негативизм.
2. Чувство обиды, гнев, враждебность.
3. Агрессия, месть.
4. Ложь, скрывание своих чувств.
5. Порицание других, сплетничанье, обманыванье.
6. Доминирование, главенствование; ребенок задира, хулиган.
7. Потребность выиграть, ненависть к проигрышу.
8. Образование альянса против родителей.
9. Подчинение, послушание, уступки.
10. Добиваться благосклонности, расположения.
11. Конфликтность, недостаточность творческости, страх сделать что-то новое, требование предварительной уверенности в успехе.
12. Избегание, фантазирование, регресс.
1. Сопротивление, бунт.
Дети, как и взрослые, энергично борются, когда возникает угроза их свободе. Один из способов избежать этой угрозы - борьба с теми, кто угрожает.
2. Обида, гнев.
Дети испытывают негодование, возмущение теми, кто обладает властью над теми, если это преимущество используется для контроля над ними или стеснения их свободы.
Вероятно, это универсальный ответ человеческого существа. В любом возрасте‑ чувствовать глубокое негодование и гнев по отношению к тому, от кого человек зависит в удовлетворении своих потребностей. Большинство людей не отвечают благожелательно тем людям, во власти которых распределять и или лишать вознаграждения. Они возмущаются тем, что кто-то контролирует средства удовлетворения их собственных потребностей. Они хотели бы сами их контролировать. Существует риск, что человек, от которого некто зависит, окажется несправедливым, непоследовательным, неразумным, предубежденным; или же человек, обладающий властью, может потребовать конформности по отношению к его собственным ценностям и стандартам какценуза свои вознаграждения. Вот почему служащие у сильно покровительствующих предпринимателей ‑ у тех, кто щедр в раздаче благ на тех условиях, что служащие с благодарностью согласятся с усилиями менеджеров контролировать их посредством авторитета); часто недовольны и враждебны в отношении "руки дающего".
3. Агрессия, месть.
Выражение агрессии, мести родителям может быть в форме критики, дерзостей, тактики "молчания" и т.п.
Формула этого отношения: "Ты причинил мне боль ‑ я тебе причиню боль", тогда, может быть, в будущем ты не будешь этого делать".
4. Ложь, скрытность.
С помощью лжи избегают наказания, иногда ложь может привести к поощрению.
Тенденция лгать не естественна для детей. Это результат научения - механизм обращения с родительскими попытками манипулировать с детьми с помощью поощрения-наказания. Дети редко лгут в семьях, где они приняты и их свобода уважается.
5. Порицание, других, сплетни…
В семьях, где более 1 ребенка, дети соревнуются за получение родительского поощрения. Они вскоре научаются другому механизму: поставит другого в невыгодное положение; дискредитировать другого и т.п. Простая формула этого: "Сделаю так, чтобы другой выглядел плохо и, может быть, я буду выглядеть лучше".
6. Доминирование…
Почему ребенок стремится доминировать над более младшими? Одна из причин ‑ в том, что его родители доминировали над ними. (Дети часто обращаются со своими куклами так, как их родители с ними ‑ это часто проявляется в игре).
Существует риск воспитания авторитарного ребенка, если самим направлять и контролировать ребенка своим авторитетом.
7. Потребность в выигрыше…
Когда дети воспитываются в атмосфере поощрений и наказаний, у них может развиться сильное желание "выглядеть хорошими" (выиграть) и сильное желание избежать того, чтобы выглядеть "плохим" (проигрыш). Это особенное верно для семей, которые сильно ориентированы на различного рода вознаграждения (типично для американских семей!).
Негативный эффект этой ориентации может быть для тех детей, кто обделен физическими или интеллектуальными способностями по сравнению с другими членами сем и; такой ребенок часто фрустрирован и страдает от того, что другие получают поощрения за какие-либо достижения. У них вырабатывается низкая самооценка, вырабатываются аттитьюды пораженчества, безнадежности.
8. Альянсы против родителей.
Может быть в следующих формах:
- Договариваются между собой, чтобы рассказать одно и то же.
- Говорят родителям, что всем детям это разрешают, а почему им нельзя?
- Подговорит других детей участвовать в сомнительных делах, чтобы не вызвать наказание только на себя и т.п.
9. Подчинение, послушание.
Этот тип ответа часто в том случае, когда родители очень сильно используют власть. Особенно, когда наказание было сильным, ребенок научается послушанию из страха наказания.
В подростковом возрасте это поведение может резко измениться, т.к. дети получают больше силы и смелости для попытки сопротивляться и бунтовать.
Некоторые продолжают быть подчиненными и послушными и в подростковом и даже во взрослом возрасте. Эти дети в наибольшей степени страдают от родительской власти в раннем возрасте, т.е. у них остается глубокий страх перед людьми, которые обладают властью, где бы они ни встречались. Это взрослые, которые остаются детьми на всю жизнь, пассивно подчиняясь авторитету, отказываясь от своих собственных потребностей, страшась быть самим собой, боясь конфликта, будучи слишком уступчивыми, чтобы отстоять свои убеждения. Это клиенты психологов и психиатров.
10. Поиски расположения, благосклонности.
Этот метод завоевания человека, обладающего властью, путем специальных усилий, чтобы заставить его полюбить вас, понравиться ему. Формула: "Если я сделаю приятное тебе и расположу тебя к себе, то, м.б., ты вознаградишь меня (не будешь наказывать)". Дети рано обнаруживают, что взрослых можно завоевать, у них могут быть "фавориты". Дети научаются извлекать преимущества из этого и используют поведение, которое называется "подмасливанием", "пролезают в любимчики".
Это поведение часто отвергается сверстниками: они насмехаются над его мотивами или завидуют его позиции фаворита.
11. Конформность…
Родительский авторитет продуцирует конформность, а не креативность в детях. Так же авторитарный климат в организации тормозит инновации. Креативность проистекает из свободы эксперимента, свободы пробовать новые вещи и в новых комбинациях. Власть вызывает страх, а он тормозит творчество и воспитывает конформность. Формула проста: "Чтобы получить поощрение, я буду вести себя так, как требуется. Ничего не делать выше среднего ‑ иначе есть риск получить наказание".
12. Избегание, фантазии.
Когда реальность слишком болезненна или сложна для ребенка, чтобы ее понять, он избегает реальности. Ребенок не может "выиграть", поэтому его организм сообщает ему, что безопаснее избежать реальности. Эти формы избегания могут быть следующими:
1. Фантазии, мечты.
2. Пассивность, апатия.
3. Регрессия к инфантильному поведению.
4. Чрезмерное сидение перед ТВ.
5. Чрезмерное чтение.
6. Игра в одиночку (часто с воображаемым партнером).
7. Тошнота.
8. Побеги.
9. Наркотики.
10. Избыточная еда.
11. Депрессия.
- Т. Гордон. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training ‑ pet) Из предисловия
- Глава 1. Родителей порицают, но не тренируют
- Глава 2. Родители ‑ это люди, а не боги
- "Диаграммы принятия" для родителей
- Родители могут и должны быть непоследовательны
- Родители не должны образовывать "общий фронт"
- Ложное (фальшивое) принятие
- Можно ли принять ребенка, а не его поведение?
- Наше определение родителей, которые являются естественными людьми
- Глава 3. Как выслушивать детей, чтобы они говорили с вами. Язык принятия
- § Сила "языка принятия"
- Принятие должно быть продемонстрировано
- § Невербальное сообщение о принятии
- § Вербальная коммуникация принятия
- Что можно сказать об этих 12 категориях?
- § Простые "открытые двери"
- § Активное слушание (ас)
- § Для чего нужно учиться ас?
- § Аттитьюды, требуемые для ас
- § Риск активного слушания
- Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
- § Как родители применяют ас
- § Когда нужно применять ас
- § Типичные ошибки при использовании ас Манипулирование детьми (через )
- "Хлопанье дверью"
- Родитель-"попугай"
- Выслушивание без эмпатии.
- Активное слушание в неправильный момент.
- Глава 5: как выслушивать маленьких детей, которые слишком малы, чтобы говорить много (пропущена) глава 6. Как говорить так, чтобы дети слушали вас
- § Когда проблема у родителя
- § Неэффективные пути конфронтации с детьми
- § Посылание сообщения типа "готового решения"
- 1) Приказание, команда:
- 3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
- 4) Советы, предложения, решения:
- § Посылание "принижающих" сообщений
- § Эффективные пути конфронтации с детьми. "Ты-сообщения" и "я-сообщения"
- Глава 7. Как применять "я-сообщения"
- § Скрытые "Ты-сообщения".
- § Не акцентируйте негативную сторону
- § Послать мальчика делать мужскую работу
- § Извержение Везувия
- Как избежать посылки гневных "Ты-сообщений"
- § Что могут дать эффективные "я-сообщения"
- § Посылка невербального “я-сообщения” маленьким детям
- § При проблеме с "я-сообщениями"
- Глава 8. Изменение неприемлемого поведения через изменение окружающей среды
- Глава 9. Неизбежные конфликты между детьми и родителями: кто должен выиграть? Природа конфликта.
- § Борьба за власть между родителями и ребенком
- § Два подхода типа "выигрыш-проигрыш"
- Использование метода II
- § Почему метод I неэффективен?
- § Почему метод II неэффективен?
- § Некоторые дополнительные проблемы с методом I и II
- Глава 10. Власть родителей: необходима и оправдана?
- § Что такое авторитет?
- § Серьезные ограничения родительской власти
- § Родители неизбежно теряют власть
- § Ужасные подростки
- § "Тренинг" с помощью власти требует строго определенных условий
- § Эффекты влияния родительской власти на ребенка
- § Некоторые более глубокие вопросы, касающиеся родительского авторитета § Разве дети не хотят авторитета и ограничений?
- § Разве авторитет не хорош, если родители последовательны?
- § Разве родители не ответственны за влияние на детей?
- Глава 11. "беспроигрышный" метод разрешений конфликтов
- Краткое описание метода III
- § Почему метод III столь эффективен
- Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
- Глава 13. Как работает беспроигрышный метод
- 1. Как начать?
- § Необходимость активного слушания и "я-сообщений"
- § Первая попытка
- § Проблемы, с которыми встретятся родители
- § Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
- § Бывает ли, что беспроигрышный метод не работает?
- Глава 14. Как избежать того. Чтобы от вас отделывались
- § Вопрос об оценках (ценностях)
- § Вопрос о гражданских правах (пропущен)
- § "Разве я не могу учить своим ценностям?"
- Родитель как модель
- Родитель как консультант
- “Принять то, что я не могу принять”
- § Метод "разделенного листа" для того, чтобы начать решение проблем по "беспроигрышному" методу
- Глава 15. Как родители могут избежать конфликта, изменив себя
- § Можете ли вы больше принимать самих себя?
- § Чьи они дети?
- Кредо в моих отношениях с молодежью
- Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
- 3. Увещевание, морализирование, проповеди
- 4. Советы готовые решения
- 5. Нотации, логические аргументы, поучения
- 6. Критика, несогласие, порицание
- 7. Похвала, согласие
- 8. Обзывание, насмешка, пристыжение
- 9. Интерпретация, анализ, диагноз
- 10. Увещевание, симпатизация, утешение, поддержка
- 11. Вопросы, допытывание
- 12. Отвлечение, обращение в шутку
- Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
- Упражнение 2. Определить неэффективные сообщения
- Упражнение 3. Посылка "я-сообщений"
- Пример диалога
- 1. Метод I (пример обычного диалога)
- 2. Метод II (оптимальный диалог)