Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводятся некоторые типичные детские "сообщения". Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали, это может быть одно или несколько чувств ‑ напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. Сравните полученные результаты с ключом.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Пример: Я не знаю, что тут неверно. Я не могу понять. Может быть, бросить все это. | а) поставлен в тупик б) разочарован в) желание все бросить |
1. О, осталось только 10 дней до конца школы. |
|
2. Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора |
|
3. Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в д/сад? |
|
4. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
|
5. Я никогда не буду лучше, чем Джим. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня. |
|
6. Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не могу все сделать. Что мне делать? |
|
7. Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть. |
|
8. Джиму родители разрешили поехать на велосипеде в школу, а я езжу лучше него. |
|
9. Мне нельзя было быть таким нечестным (жадным) по отношению к маленькому Джимми. Я плохо поступил. |
|
10. Я хочу носить длинные волосы ‑ это ведь мои волосы? |
|
11. Как ты думаешь, я правильно готовлю доклад? Будет ли это достаточно? |
|
12. Почему эта старая карга оставила меня после школы? Ведь я не один болтал. Так и дал бы ей в нос. |
|
13. Я сам могу это сделать. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
|
14. Арифметика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться. |
|
15. Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной случится. |
|
16. Одно время у меня хорошо получалось, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
|
17. Я бы хотел пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что я ее пригласил? |
|
18. Я больше никогда не буду играть с Н. Она ‑… (ругательства). |
|
19. Я рад, что мои родители ‑ ты и папа, а не другие. |
|
20. Мне кажется, я знаю, что делать, но, может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно. Что мне делать, папа, ‑ работать или учиться в колледже? |
|
БАЛЛЫ за ответы: 4 балла за ответ, совпадающий с ключами,
2 ‑ совпадающий частично, или если какое-то чувство пропущено
0 баллов ‑ неправильный ответ.
Подсчитывается общий балл.
61-80 ‑ высокий уровень узнавания чувств (супер)
41-60 ‑ выше среднего
21-40 ‑ ниже среднего
0-20 ‑ плохое узнавание
КЛЮЧ к упражнению "Слушать чувства"
1. а) радость
б) облегчение
2. а) гордость
б) приятно
3. а) страх, боязнь
4. а) скучно, поставлен в тупик
5. а) чувство неадекватности
б) обескуражен
6. а) чувство затруднения
б) чувствуй свое поражение
7. а) оставленный, покинутый
б) одиночество
8. а) чувство родительской несправедливости
б) чувство компетентности, уверенность в своих способностях
9. а) чувство вины
б) сожаление о своих действиях
10. а) сопротивление вмешательству родителей
11. а) сомнение
б) неуверенность
12. а) злость, ненависть
б) чувство несправедливости
13. а) чувство компетентности
б) нежелание принимать помощь
14. а) фрустрация
б) чувство неадекватности
15. а) боль
б) злость
в) чувствует, что его не любят
16. а) разочарование
б) желание все бросить
17. а) хочет пойти
б) боится
18. а) злость
19. а) благодарность, радость, доволен
б) одобрение, высокая оценка родителей
20. а) неуверенность, сомнения
- Т. Гордон. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training ‑ pet) Из предисловия
- Глава 1. Родителей порицают, но не тренируют
- Глава 2. Родители ‑ это люди, а не боги
- "Диаграммы принятия" для родителей
- Родители могут и должны быть непоследовательны
- Родители не должны образовывать "общий фронт"
- Ложное (фальшивое) принятие
- Можно ли принять ребенка, а не его поведение?
- Наше определение родителей, которые являются естественными людьми
- Глава 3. Как выслушивать детей, чтобы они говорили с вами. Язык принятия
- § Сила "языка принятия"
- Принятие должно быть продемонстрировано
- § Невербальное сообщение о принятии
- § Вербальная коммуникация принятия
- Что можно сказать об этих 12 категориях?
- § Простые "открытые двери"
- § Активное слушание (ас)
- § Для чего нужно учиться ас?
- § Аттитьюды, требуемые для ас
- § Риск активного слушания
- Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
- § Как родители применяют ас
- § Когда нужно применять ас
- § Типичные ошибки при использовании ас Манипулирование детьми (через )
- "Хлопанье дверью"
- Родитель-"попугай"
- Выслушивание без эмпатии.
- Активное слушание в неправильный момент.
- Глава 5: как выслушивать маленьких детей, которые слишком малы, чтобы говорить много (пропущена) глава 6. Как говорить так, чтобы дети слушали вас
- § Когда проблема у родителя
- § Неэффективные пути конфронтации с детьми
- § Посылание сообщения типа "готового решения"
- 1) Приказание, команда:
- 3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
- 4) Советы, предложения, решения:
- § Посылание "принижающих" сообщений
- § Эффективные пути конфронтации с детьми. "Ты-сообщения" и "я-сообщения"
- Глава 7. Как применять "я-сообщения"
- § Скрытые "Ты-сообщения".
- § Не акцентируйте негативную сторону
- § Послать мальчика делать мужскую работу
- § Извержение Везувия
- Как избежать посылки гневных "Ты-сообщений"
- § Что могут дать эффективные "я-сообщения"
- § Посылка невербального “я-сообщения” маленьким детям
- § При проблеме с "я-сообщениями"
- Глава 8. Изменение неприемлемого поведения через изменение окружающей среды
- Глава 9. Неизбежные конфликты между детьми и родителями: кто должен выиграть? Природа конфликта.
- § Борьба за власть между родителями и ребенком
- § Два подхода типа "выигрыш-проигрыш"
- Использование метода II
- § Почему метод I неэффективен?
- § Почему метод II неэффективен?
- § Некоторые дополнительные проблемы с методом I и II
- Глава 10. Власть родителей: необходима и оправдана?
- § Что такое авторитет?
- § Серьезные ограничения родительской власти
- § Родители неизбежно теряют власть
- § Ужасные подростки
- § "Тренинг" с помощью власти требует строго определенных условий
- § Эффекты влияния родительской власти на ребенка
- § Некоторые более глубокие вопросы, касающиеся родительского авторитета § Разве дети не хотят авторитета и ограничений?
- § Разве авторитет не хорош, если родители последовательны?
- § Разве родители не ответственны за влияние на детей?
- Глава 11. "беспроигрышный" метод разрешений конфликтов
- Краткое описание метода III
- § Почему метод III столь эффективен
- Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
- Глава 13. Как работает беспроигрышный метод
- 1. Как начать?
- § Необходимость активного слушания и "я-сообщений"
- § Первая попытка
- § Проблемы, с которыми встретятся родители
- § Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
- § Бывает ли, что беспроигрышный метод не работает?
- Глава 14. Как избежать того. Чтобы от вас отделывались
- § Вопрос об оценках (ценностях)
- § Вопрос о гражданских правах (пропущен)
- § "Разве я не могу учить своим ценностям?"
- Родитель как модель
- Родитель как консультант
- “Принять то, что я не могу принять”
- § Метод "разделенного листа" для того, чтобы начать решение проблем по "беспроигрышному" методу
- Глава 15. Как родители могут избежать конфликта, изменив себя
- § Можете ли вы больше принимать самих себя?
- § Чьи они дети?
- Кредо в моих отношениях с молодежью
- Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
- 3. Увещевание, морализирование, проповеди
- 4. Советы готовые решения
- 5. Нотации, логические аргументы, поучения
- 6. Критика, несогласие, порицание
- 7. Похвала, согласие
- 8. Обзывание, насмешка, пристыжение
- 9. Интерпретация, анализ, диагноз
- 10. Увещевание, симпатизация, утешение, поддержка
- 11. Вопросы, допытывание
- 12. Отвлечение, обращение в шутку
- Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
- Упражнение 2. Определить неэффективные сообщения
- Упражнение 3. Посылка "я-сообщений"
- Пример диалога
- 1. Метод I (пример обычного диалога)
- 2. Метод II (оптимальный диалог)