Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
1. Приказ, директива, команда
Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды неважны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать ("Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой".)
Они сообщают о непринятии ребенка таким, какой он есть в этот момент ("Перестань крутиться вокруг меня".)
Они вызывают страх перед родительской властью. Ребенок слышит угрозу - кто-то более сильный и большой накажет его ("Иди в свою комнату. Если не пойдешь ‑ заставлю".)
Они создают чувство обиды, злости, сопротивления. Они могут сообщать ребенку, что родители не доверяет суждениям или компетентности (способностям) ребенка ("Не трогай это блюдо", "Отойди от малыша".)
2. Предостережение, предупреждение, угроза
Они создают чувство боязни и покорности ("Если ты это сделаешь ‑ то пожалеешь".)
Они могут вызвать сопротивление и враждебность, так же, как и приказания, директивы, команды.
Эти сообщения говорят о том, что родитель не уважает желания и чувства ребенка ("Если не прекратишь эту игру, я все это выброшу!").
Эти сообщения также вызывают у ребенка желание "испытать" родительскую угрозу - сделать что-то, что им запрещается, для того, чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.
- Т. Гордон. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training ‑ pet) Из предисловия
- Глава 1. Родителей порицают, но не тренируют
- Глава 2. Родители ‑ это люди, а не боги
- "Диаграммы принятия" для родителей
- Родители могут и должны быть непоследовательны
- Родители не должны образовывать "общий фронт"
- Ложное (фальшивое) принятие
- Можно ли принять ребенка, а не его поведение?
- Наше определение родителей, которые являются естественными людьми
- Глава 3. Как выслушивать детей, чтобы они говорили с вами. Язык принятия
- § Сила "языка принятия"
- Принятие должно быть продемонстрировано
- § Невербальное сообщение о принятии
- § Вербальная коммуникация принятия
- Что можно сказать об этих 12 категориях?
- § Простые "открытые двери"
- § Активное слушание (ас)
- § Для чего нужно учиться ас?
- § Аттитьюды, требуемые для ас
- § Риск активного слушания
- Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
- § Как родители применяют ас
- § Когда нужно применять ас
- § Типичные ошибки при использовании ас Манипулирование детьми (через )
- "Хлопанье дверью"
- Родитель-"попугай"
- Выслушивание без эмпатии.
- Активное слушание в неправильный момент.
- Глава 5: как выслушивать маленьких детей, которые слишком малы, чтобы говорить много (пропущена) глава 6. Как говорить так, чтобы дети слушали вас
- § Когда проблема у родителя
- § Неэффективные пути конфронтации с детьми
- § Посылание сообщения типа "готового решения"
- 1) Приказание, команда:
- 3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
- 4) Советы, предложения, решения:
- § Посылание "принижающих" сообщений
- § Эффективные пути конфронтации с детьми. "Ты-сообщения" и "я-сообщения"
- Глава 7. Как применять "я-сообщения"
- § Скрытые "Ты-сообщения".
- § Не акцентируйте негативную сторону
- § Послать мальчика делать мужскую работу
- § Извержение Везувия
- Как избежать посылки гневных "Ты-сообщений"
- § Что могут дать эффективные "я-сообщения"
- § Посылка невербального “я-сообщения” маленьким детям
- § При проблеме с "я-сообщениями"
- Глава 8. Изменение неприемлемого поведения через изменение окружающей среды
- Глава 9. Неизбежные конфликты между детьми и родителями: кто должен выиграть? Природа конфликта.
- § Борьба за власть между родителями и ребенком
- § Два подхода типа "выигрыш-проигрыш"
- Использование метода II
- § Почему метод I неэффективен?
- § Почему метод II неэффективен?
- § Некоторые дополнительные проблемы с методом I и II
- Глава 10. Власть родителей: необходима и оправдана?
- § Что такое авторитет?
- § Серьезные ограничения родительской власти
- § Родители неизбежно теряют власть
- § Ужасные подростки
- § "Тренинг" с помощью власти требует строго определенных условий
- § Эффекты влияния родительской власти на ребенка
- § Некоторые более глубокие вопросы, касающиеся родительского авторитета § Разве дети не хотят авторитета и ограничений?
- § Разве авторитет не хорош, если родители последовательны?
- § Разве родители не ответственны за влияние на детей?
- Глава 11. "беспроигрышный" метод разрешений конфликтов
- Краткое описание метода III
- § Почему метод III столь эффективен
- Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
- Глава 13. Как работает беспроигрышный метод
- 1. Как начать?
- § Необходимость активного слушания и "я-сообщений"
- § Первая попытка
- § Проблемы, с которыми встретятся родители
- § Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
- § Бывает ли, что беспроигрышный метод не работает?
- Глава 14. Как избежать того. Чтобы от вас отделывались
- § Вопрос об оценках (ценностях)
- § Вопрос о гражданских правах (пропущен)
- § "Разве я не могу учить своим ценностям?"
- Родитель как модель
- Родитель как консультант
- “Принять то, что я не могу принять”
- § Метод "разделенного листа" для того, чтобы начать решение проблем по "беспроигрышному" методу
- Глава 15. Как родители могут избежать конфликта, изменив себя
- § Можете ли вы больше принимать самих себя?
- § Чьи они дети?
- Кредо в моих отношениях с молодежью
- Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
- 3. Увещевание, морализирование, проповеди
- 4. Советы готовые решения
- 5. Нотации, логические аргументы, поучения
- 6. Критика, несогласие, порицание
- 7. Похвала, согласие
- 8. Обзывание, насмешка, пристыжение
- 9. Интерпретация, анализ, диагноз
- 10. Увещевание, симпатизация, утешение, поддержка
- 11. Вопросы, допытывание
- 12. Отвлечение, обращение в шутку
- Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
- Упражнение 2. Определить неэффективные сообщения
- Упражнение 3. Посылка "я-сообщений"
- Пример диалога
- 1. Метод I (пример обычного диалога)
- 2. Метод II (оптимальный диалог)