Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
Наиболее подходящий момент использования АС, когда ребенок обнаруживает, что у него есть проблемы. Родители могут обнаружить эти ситуации, поскольку они услышат, что ребенок выражает чувство.
Все дети встречаются в жизни с ситуациями, в которых они разочарованы, фрустрированы, потрясены и т.д.: это проблемы с их родными, родителями, друзьями, с ними самими.
Дети, которым помогают в решении этих проблем, остаются психически здоровыми и продолжают развивать уверенность в себе и силу. Дети, которым не помогают, встречаются с эмоциональными проблемами.
Чтобы понять, когда необходимо применять АС, родители должны настроиться на то, чтобы услышать момент выражения этих чувств: "У меня есть проблема". Но, прежде всего, нужно иметь в виду очень важный принцип - принцип принадлежности проблемы кому-либо.
В любых человеческих отношениях есть моменты, когда один человек (А) "имеет проблему" - т.е. какая-то его потребность не удовлетворена или он не удовлетворен своим поведением. В какой-то момент этих взаимоотношений он может быть обеспокоен, фрустрирован, депривирован и т.п. Из-за этого взаимоотношения в данный момент не вызывают удовлетворения у А. А имеет проблему.
В другой момент потребности А удовлетворены через его поведение, но это поведение накладывается на удовлетворение некоторых потребностей человека В. Теперь В обеспокоен, фрустрирован и т.д. из-за поведения А. Следовательно, в этот момент В имеет проблему. Во взаимоотношениях родитель-ребенок возможны 3 ситуации:
1) Проблема у ребенка.
2) Нет проблем
3) Проблема у родителя.
Важно, чтобы родители всегда классифицировали ситуации, возникающие во взаимоотношениях с ребенком и определяли, к какой категории они принадлежат. Этому помогает диаграмма:
Зона принятия | |
Зона непринятия |
АС наиболее подходит для родителя, когда проблема у ребенка, но не годится, когда проблема у родителя; АС помогает ребенку найти решение своих проблем, но редко помогает родителю найти решения его проблем, когда поведение ребенка создает проблему родителю. Примеры нескольких проблем ребенка:
1. Отвергают друзья.
2. НН печален потому, что проиграл в теннис.
3. НН фрустрирована, т.к. мальчики не обращают на нее внимания.
4. НН плохо учится в школе, т.к. ненавидит учителя и т.п.
Это проблемы, которые возникают у детей в их собственной жизни. Когда родитель понимает, что у ребенка есть проблемы, это не означает, что он, родитель, не может предложить помощь, заботу и т.п. Профессиональный консультант всегда реально помогает ребенку, который к нему обратился. Но, в отличие от большинства родителей, он оставляет ответственность за разрешение проблемы ребенку, самому ребенку. Он позволяет ребенку владеть проблемой. Он принимает ребенка как человека, отдельного от него самого. Он полагается на внутренние ресурсы ребенка и доверяет им в решении проблемы. Профессиональный консультант использует АС только потому, что он позволяет ребенку иметь проблему.
АС ‑ это метод влияния на детей, позволяющий им найти свои собственные решения своих собственных проблем.
- Т. Гордон. Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training ‑ pet) Из предисловия
- Глава 1. Родителей порицают, но не тренируют
- Глава 2. Родители ‑ это люди, а не боги
- "Диаграммы принятия" для родителей
- Родители могут и должны быть непоследовательны
- Родители не должны образовывать "общий фронт"
- Ложное (фальшивое) принятие
- Можно ли принять ребенка, а не его поведение?
- Наше определение родителей, которые являются естественными людьми
- Глава 3. Как выслушивать детей, чтобы они говорили с вами. Язык принятия
- § Сила "языка принятия"
- Принятие должно быть продемонстрировано
- § Невербальное сообщение о принятии
- § Вербальная коммуникация принятия
- Что можно сказать об этих 12 категориях?
- § Простые "открытые двери"
- § Активное слушание (ас)
- § Для чего нужно учиться ас?
- § Аттитьюды, требуемые для ас
- § Риск активного слушания
- Глава 4. Как применять навык активного слушания. Когда у ребенка есть проблемы?
- § Как родители применяют ас
- § Когда нужно применять ас
- § Типичные ошибки при использовании ас Манипулирование детьми (через )
- "Хлопанье дверью"
- Родитель-"попугай"
- Выслушивание без эмпатии.
- Активное слушание в неправильный момент.
- Глава 5: как выслушивать маленьких детей, которые слишком малы, чтобы говорить много (пропущена) глава 6. Как говорить так, чтобы дети слушали вас
- § Когда проблема у родителя
- § Неэффективные пути конфронтации с детьми
- § Посылание сообщения типа "готового решения"
- 1) Приказание, команда:
- 3) Уговаривание, призыв, мольба, морализирование:
- 4) Советы, предложения, решения:
- § Посылание "принижающих" сообщений
- § Эффективные пути конфронтации с детьми. "Ты-сообщения" и "я-сообщения"
- Глава 7. Как применять "я-сообщения"
- § Скрытые "Ты-сообщения".
- § Не акцентируйте негативную сторону
- § Послать мальчика делать мужскую работу
- § Извержение Везувия
- Как избежать посылки гневных "Ты-сообщений"
- § Что могут дать эффективные "я-сообщения"
- § Посылка невербального “я-сообщения” маленьким детям
- § При проблеме с "я-сообщениями"
- Глава 8. Изменение неприемлемого поведения через изменение окружающей среды
- Глава 9. Неизбежные конфликты между детьми и родителями: кто должен выиграть? Природа конфликта.
- § Борьба за власть между родителями и ребенком
- § Два подхода типа "выигрыш-проигрыш"
- Использование метода II
- § Почему метод I неэффективен?
- § Почему метод II неэффективен?
- § Некоторые дополнительные проблемы с методом I и II
- Глава 10. Власть родителей: необходима и оправдана?
- § Что такое авторитет?
- § Серьезные ограничения родительской власти
- § Родители неизбежно теряют власть
- § Ужасные подростки
- § "Тренинг" с помощью власти требует строго определенных условий
- § Эффекты влияния родительской власти на ребенка
- § Некоторые более глубокие вопросы, касающиеся родительского авторитета § Разве дети не хотят авторитета и ограничений?
- § Разве авторитет не хорош, если родители последовательны?
- § Разве родители не ответственны за влияние на детей?
- Глава 11. "беспроигрышный" метод разрешений конфликтов
- Краткое описание метода III
- § Почему метод III столь эффективен
- Глава 12. Родительские страхи и сомнения по поводу беспроигрышного метода
- Глава 13. Как работает беспроигрышный метод
- 1. Как начать?
- § Необходимость активного слушания и "я-сообщений"
- § Первая попытка
- § Проблемы, с которыми встретятся родители
- § Беспроигрышный метод для конфликтов между детьми
- § Бывает ли, что беспроигрышный метод не работает?
- Глава 14. Как избежать того. Чтобы от вас отделывались
- § Вопрос об оценках (ценностях)
- § Вопрос о гражданских правах (пропущен)
- § "Разве я не могу учить своим ценностям?"
- Родитель как модель
- Родитель как консультант
- “Принять то, что я не могу принять”
- § Метод "разделенного листа" для того, чтобы начать решение проблем по "беспроигрышному" методу
- Глава 15. Как родители могут избежать конфликта, изменив себя
- § Можете ли вы больше принимать самих себя?
- § Чьи они дети?
- Кредо в моих отношениях с молодежью
- Приложение Каталог эффектов типичных родительских ответов
- 3. Увещевание, морализирование, проповеди
- 4. Советы готовые решения
- 5. Нотации, логические аргументы, поучения
- 6. Критика, несогласие, порицание
- 7. Похвала, согласие
- 8. Обзывание, насмешка, пристыжение
- 9. Интерпретация, анализ, диагноз
- 10. Увещевание, симпатизация, утешение, поддержка
- 11. Вопросы, допытывание
- 12. Отвлечение, обращение в шутку
- Упражнение 1. Слушать чувства Инструкция:
- Упражнение 2. Определить неэффективные сообщения
- Упражнение 3. Посылка "я-сообщений"
- Пример диалога
- 1. Метод I (пример обычного диалога)
- 2. Метод II (оптимальный диалог)