logo
Методика Гос

Один из вариантов алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующее:

Характеристика класса. Прежде всего, здесь рассматривается структура межличностных отношений:

лидеры,

предпочитаемые,

аутсайлидеры,

непредпочитаемые;

круги желаемого общения каждого ученика,

наличие группировок, их состав;

взаимодействие структур личных взаимоотношений;

 организационной структуры класса.

Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: 

дефекты зрения,

слуха; 

соматическая ослабленность;

особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость);

патологические отклонения.

После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое, развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств; отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установка на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.

После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; пробелы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения. Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.

Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем прежде всего отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся. Руководитель школы может не знать характеристики класса, в котором он наблюдает и анализирует уроки, учитель обязан знать и строить урок на ее основе.

Затем анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся: какие качества начать, продолжать, закончить развивать.