79. Этапы педагогического общения
Этапы педагогического общения включают:
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности. 2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. 3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. 4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно: а) педагогическим целям и задачам; б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; в) творческой индивидуальности самого педагога; г) индивидуальным особенностям учащихся; д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создания атмосферы общения. «Учение — это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», — отмечал В.А. Сухомлинский.
Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап — управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Следовательно, кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней. Важнейшие из них: 1) Установление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия обучаемыми. 2) Разработка психологически обоснованной партитуры лекции, т.е. использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а следовательно — реальное включение учащихся в процесс познания. 3) Создание через систему психологических средств обстановки коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы, как никакому другому, коммуникативные компоненты. 4) Управление познавательной деятельностью учащихся. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. 5) Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй лекции, но и самовыражение личности педагога. Оно придает лекции мировоззренческую направленность, повышает эффективность любого вида учебной работы. 6) Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и учащихся, которая обеспечивает настрой учащихся на общение с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает мотивацию обучения за счет социально-психологических резервов.
Таким образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих позиций.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
С целью формирования собственного стиля, навыков и умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки может быть использован коммуникативный тренинг, решающий две тесно связанные между собой задачи:
— изучение, осмысление и освоение природы, структуры и закономерностей педагогического общения;
— овладение процедурой и «технологией» педагогической коммуникации, развитие коммуникативных способностей, формирование умений и навыков профессионально-педагогического общения, развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации, постановки и решения коммуникативных задач. В него входят многообразные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен, семинар), включая специально инсценированные педагогические задачи.
- Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
- I. Педагогика как наука
- 1. Объект и предмет педагогики
- 2. Задачи педагогической науки
- 3. Система педагогических наук
- 4. Связь педагогической науки с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Основные категории педагогики
- Краткий экскурс в историю педагогики
- 7. Педагогика в Древней Греции
- 8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
- 9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
- 10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо
- 11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
- 12. Становление педагогики в России
- 13. Дидактическая система к. Д. Ушинского
- 14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
- 15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
- 16. Современные отечественные исследователи в области педагогики
- 17. Современная зарубежная педагогика
- 18. Современные проблемы образования. Кризис образования
- 19. Проблемы высшей школы в России
- 20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
- II. Целеполагание в педагогике
- 21. Принятие цели воспитания
- 22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
- Воспитательные воздействия
- 23. Закономерности воспитания
- 24. Самовоспитание
- III. Педагогический процесс и законы дидактики
- 25. Общее понятие о дидактике
- 26. Структура педагогического процесса
- 27. Педагогические цели
- 28. Содержание образования
- 29. Теории образования
- 30. Сущность обучения
- Статическая модель учения
- Функциональная модель учения:
- 31. Педагогические принципы
- 32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 33. Методы обучения и воспитания
- 34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса
- 35. Дидактика и педагогическое мастерство
- IV. Структура педагогической деятельности
- 36. Методические структуры педагогической деятельности
- 37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 38. Самосознание педагога
- 39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- V. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
- 40. Педагогическое проектирование
- 41. Педагогические системы
- 42. Педагогический процесс и педагогические ситуации
- 43. Этапы педагогического проектирования
- 44. Формы и принципы педагогического проектирования
- 45. Проектирование педагогического объекта
- 46. Виды педагогического творчества
- 47. Педагогические технологии и технология обучения
- 48. Проектирование технологии обучения
- 49. Основные дидактические концепции
- 50. Законы и закономерности обучения
- 51. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 52. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
- 54. Развивающее обучение
- 55. Интенсификация обучения
- 56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
- 57. Сущность проблемного обучения
- 58. Мотивы обучения
- 59. Проблемные ситуации и задачи
- 60. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 61. Основные формы проблемного обучения
- 62. Сущность деловой игры
- 63. Принципы организации учебных деловых игр
- 64. Структура и правила деловой игры
- 65. Разновидности и возможности использования деловых игр
- 66. Эвристика. Педагогическая эвристика
- 4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
- 67. Учебная эвристическая деятельность
- 68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
- Модификации мозгового штурма
- Синектический метод
- 69. Совместная продуктивная деятельность
- 70. Модульное обучение
- 71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 72. Открытые системы интенсивного обучения
- 73. Информационные технологии
- 74. Инновационное обучение. Акмеологический подход
- 75. Традиционные технологии обучения
- 76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- 77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков
- VI. Проблемы воспитания
- 78. Педагогическое общение и его стили
- 79. Этапы педагогического общения
- 80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 81. Характеристики закономерностей воспитания
- 82. Характеристика принципов воспитания
- 83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
- 84. Гуманистическая педагогика
- 85. Классификация методов и форм воспитания
- 86. Направления воспитательной работы
- 87. Семейное воспитание. Принципы и содержание
- 88. Основные типы неправильного воспитания в семье
- 89. Нарушения поведения ребенка в семье
- 90. Воспитательный потенциал семьи
- 91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
- 92. Формы зависимого поведения ребенка в семье
- 93. Показатели родительского поведения
- 94. Причины неправильного родительского воспитания
- 95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 96. Упражнение, приучение и методы стимулирования
- 97. Межличностные отношения в коллективе
- 98. Структура и этапы формирования учебного коллектива
- 99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
- 100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации