64. Структура и правила деловой игры
Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — эхо прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.
Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.
Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.
Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие или дидактические и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса.
Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т.д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять их инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.
Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера, если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
— правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;
— правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
— характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
— правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
Как перечень основных правил можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.
Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться прежде всего как система самооценки играющих, а затем — как система оценки преподавателем-ведущим.
Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу их навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани, речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе. Однако, в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
- Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
- I. Педагогика как наука
- 1. Объект и предмет педагогики
- 2. Задачи педагогической науки
- 3. Система педагогических наук
- 4. Связь педагогической науки с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Основные категории педагогики
- Краткий экскурс в историю педагогики
- 7. Педагогика в Древней Греции
- 8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
- 9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
- 10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо
- 11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
- 12. Становление педагогики в России
- 13. Дидактическая система к. Д. Ушинского
- 14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
- 15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
- 16. Современные отечественные исследователи в области педагогики
- 17. Современная зарубежная педагогика
- 18. Современные проблемы образования. Кризис образования
- 19. Проблемы высшей школы в России
- 20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
- II. Целеполагание в педагогике
- 21. Принятие цели воспитания
- 22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
- Воспитательные воздействия
- 23. Закономерности воспитания
- 24. Самовоспитание
- III. Педагогический процесс и законы дидактики
- 25. Общее понятие о дидактике
- 26. Структура педагогического процесса
- 27. Педагогические цели
- 28. Содержание образования
- 29. Теории образования
- 30. Сущность обучения
- Статическая модель учения
- Функциональная модель учения:
- 31. Педагогические принципы
- 32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 33. Методы обучения и воспитания
- 34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса
- 35. Дидактика и педагогическое мастерство
- IV. Структура педагогической деятельности
- 36. Методические структуры педагогической деятельности
- 37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 38. Самосознание педагога
- 39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- V. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
- 40. Педагогическое проектирование
- 41. Педагогические системы
- 42. Педагогический процесс и педагогические ситуации
- 43. Этапы педагогического проектирования
- 44. Формы и принципы педагогического проектирования
- 45. Проектирование педагогического объекта
- 46. Виды педагогического творчества
- 47. Педагогические технологии и технология обучения
- 48. Проектирование технологии обучения
- 49. Основные дидактические концепции
- 50. Законы и закономерности обучения
- 51. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 52. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
- 54. Развивающее обучение
- 55. Интенсификация обучения
- 56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
- 57. Сущность проблемного обучения
- 58. Мотивы обучения
- 59. Проблемные ситуации и задачи
- 60. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 61. Основные формы проблемного обучения
- 62. Сущность деловой игры
- 63. Принципы организации учебных деловых игр
- 64. Структура и правила деловой игры
- 65. Разновидности и возможности использования деловых игр
- 66. Эвристика. Педагогическая эвристика
- 4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
- 67. Учебная эвристическая деятельность
- 68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
- Модификации мозгового штурма
- Синектический метод
- 69. Совместная продуктивная деятельность
- 70. Модульное обучение
- 71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 72. Открытые системы интенсивного обучения
- 73. Информационные технологии
- 74. Инновационное обучение. Акмеологический подход
- 75. Традиционные технологии обучения
- 76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- 77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков
- VI. Проблемы воспитания
- 78. Педагогическое общение и его стили
- 79. Этапы педагогического общения
- 80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 81. Характеристики закономерностей воспитания
- 82. Характеристика принципов воспитания
- 83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
- 84. Гуманистическая педагогика
- 85. Классификация методов и форм воспитания
- 86. Направления воспитательной работы
- 87. Семейное воспитание. Принципы и содержание
- 88. Основные типы неправильного воспитания в семье
- 89. Нарушения поведения ребенка в семье
- 90. Воспитательный потенциал семьи
- 91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
- 92. Формы зависимого поведения ребенка в семье
- 93. Показатели родительского поведения
- 94. Причины неправильного родительского воспитания
- 95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 96. Упражнение, приучение и методы стимулирования
- 97. Межличностные отношения в коллективе
- 98. Структура и этапы формирования учебного коллектива
- 99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
- 100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации