logo
Stolyarenko_100_ekz_otvetov_po_pedagogike

60. Цели и условия успешного проблемного обучения

Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

- значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;

- необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Главные психолого-педагогическая цели проблемного обучения:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений,

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении,

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы,

- развитие профессионального проблемного мышления — в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику.

Не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы, решения, новые данные в науке, кризис традиционных представлений на поворотном этапе, поиски новых подходов к проблеме — вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий — один из перспективных путей формирования проблемного мышления. Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:

— степенью сложности проблемы — выводимой из соотношений известного и неизвестного студентом в рамках данной проблемы;

— долей творческого участий обучаемых в разрешении проблемы, как коллективного, так и личного.