Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
ПЕДАГОГИКА. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов
В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке и сдаче экзамена по курсу «Педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине, данный экспресс-справочник служит дополнением к справочнику Столяренко Л.Д. и Самыгин С.И. «100 экзаменационных ответов по психологии» в рамках единой учебной дисциплины «Психология и педагогика».
I. Педагогика как наука 3
1. Объект и предмет педагогики 3
2. Задачи педагогической науки 4
3. Система педагогических наук 5
4. Связь педагогической науки с другими науками 6
5. Методы педагогических исследований 7
6. Основные категории педагогики 9
Краткий экскурс в историю педагогики 11
7. Педагогика в Древней Греции 11
8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения 12
9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский 13
10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо 14
11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег 15
12. Становление педагогики в России 16
13. Дидактическая система К. Д. Ушинского 17
14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг. 17
15. Отечественная педагогика. Идеи П. П. Блонского, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского 19
16. Современные отечественные исследователи в области педагогики 21
17. Современная зарубежная педагогика 22
18. Современные проблемы образования. Кризис образования 23
19. Проблемы высшей школы в России 24
20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования 25
II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ 26
21. Принятие цели воспитания 26
22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия 27
23. Закономерности воспитания 29
24. Самовоспитание 30
III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЗАКОНЫ ДИДАКТИКИ 31
25. Общее понятие о дидактике 31
26. Структура педагогического процесса 32
27. Педагогические цели 34
28. Содержание образования 35
29. Теории образования 37
30. Сущность обучения 38
31. Педагогические принципы 40
32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы 41
33. Методы обучения и воспитания 42
34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса 44
35. Дидактика и педагогическое мастерство 45
IV. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46
36. Методические структуры педагогической деятельности 46
37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность 47
38. Самосознание педагога 48
39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства 49
V. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ 51
40. Педагогическое проектирование 51
41. Педагогические системы 52
42. Педагогический процесс и педагогические ситуации 53
43. Этапы педагогического проектирования 54
44. Формы и принципы педагогического проектирования 55
45. Проектирование педагогического объекта 56
46. Виды педагогического творчества 57
47. Педагогические технологии и технология обучения 58
48. Проектирование технологии обучения 59
49. Основные дидактические концепции 60
50. Законы и закономерности обучения 61
51. Теория поэтапного формирования умственных действий 62
52. Этапы формирования умственного действия и типы учения 63
53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний 65
54. Развивающее обучение 66
55. Интенсификация обучения 67
56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения 68
57. Сущность проблемного обучения 69
58. Мотивы обучения 70
59. Проблемные ситуации и задачи 71
60. Цели и условия успешного проблемного обучения 72
61. Основные формы проблемного обучения 72
62. Сущность деловой игры 73
63. Принципы организации учебных деловых игр 74
64. Структура и правила деловой игры 75
65. Разновидности и возможности использования деловых игр 76
66. Эвристика. Педагогическая эвристика 78
67. Учебная эвристическая деятельность 79
68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм» 81
69. Совместная продуктивная деятельность 82
70. Модульное обучение 84
71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении 85
72. Открытые системы интенсивного обучения 85
73. Информационные технологии 87
74. Инновационное обучение. Акмеологический подход 88
75. Традиционные технологии обучения 90
76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства 90
77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков 92
VI. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ 94
78. Педагогическое общение и его стили 94
79. Этапы педагогического общения 95
80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание» 96
81. Характеристики закономерностей воспитания 97
82. Характеристика принципов воспитания 98
83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика 99
84. Гуманистическая педагогика 100
85. Классификация методов и форм воспитания 101
86. Направления воспитательной работы 102
87. Семейное воспитание. Принципы и содержание 103
88. Основные типы неправильного воспитания в семье 105
89. Нарушения поведения ребенка в семье 107
90. Воспитательный потенциал семьи 108
91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье 109
92. Формы зависимого поведения ребенка в семье 111
93. Показатели родительского поведения 112
94. Причины неправильного родительского воспитания 114
95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность 117
96. Упражнение, приучение и методы стимулирования 119
97. Межличностные отношения в коллективе 120
98. Структура и этапы формирования учебного коллектива 121
99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе 123
100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации 124
- Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
- I. Педагогика как наука
- 1. Объект и предмет педагогики
- 2. Задачи педагогической науки
- 3. Система педагогических наук
- 4. Связь педагогической науки с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Основные категории педагогики
- Краткий экскурс в историю педагогики
- 7. Педагогика в Древней Греции
- 8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
- 9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
- 10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо
- 11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
- 12. Становление педагогики в России
- 13. Дидактическая система к. Д. Ушинского
- 14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
- 15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
- 16. Современные отечественные исследователи в области педагогики
- 17. Современная зарубежная педагогика
- 18. Современные проблемы образования. Кризис образования
- 19. Проблемы высшей школы в России
- 20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
- II. Целеполагание в педагогике
- 21. Принятие цели воспитания
- 22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
- Воспитательные воздействия
- 23. Закономерности воспитания
- 24. Самовоспитание
- III. Педагогический процесс и законы дидактики
- 25. Общее понятие о дидактике
- 26. Структура педагогического процесса
- 27. Педагогические цели
- 28. Содержание образования
- 29. Теории образования
- 30. Сущность обучения
- Статическая модель учения
- Функциональная модель учения:
- 31. Педагогические принципы
- 32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 33. Методы обучения и воспитания
- 34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса
- 35. Дидактика и педагогическое мастерство
- IV. Структура педагогической деятельности
- 36. Методические структуры педагогической деятельности
- 37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 38. Самосознание педагога
- 39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- V. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
- 40. Педагогическое проектирование
- 41. Педагогические системы
- 42. Педагогический процесс и педагогические ситуации
- 43. Этапы педагогического проектирования
- 44. Формы и принципы педагогического проектирования
- 45. Проектирование педагогического объекта
- 46. Виды педагогического творчества
- 47. Педагогические технологии и технология обучения
- 48. Проектирование технологии обучения
- 49. Основные дидактические концепции
- 50. Законы и закономерности обучения
- 51. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 52. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
- 54. Развивающее обучение
- 55. Интенсификация обучения
- 56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
- 57. Сущность проблемного обучения
- 58. Мотивы обучения
- 59. Проблемные ситуации и задачи
- 60. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 61. Основные формы проблемного обучения
- 62. Сущность деловой игры
- 63. Принципы организации учебных деловых игр
- 64. Структура и правила деловой игры
- 65. Разновидности и возможности использования деловых игр
- 66. Эвристика. Педагогическая эвристика
- 4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
- 67. Учебная эвристическая деятельность
- 68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
- Модификации мозгового штурма
- Синектический метод
- 69. Совместная продуктивная деятельность
- 70. Модульное обучение
- 71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 72. Открытые системы интенсивного обучения
- 73. Информационные технологии
- 74. Инновационное обучение. Акмеологический подход
- 75. Традиционные технологии обучения
- 76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- 77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков
- VI. Проблемы воспитания
- 78. Педагогическое общение и его стили
- 79. Этапы педагогического общения
- 80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 81. Характеристики закономерностей воспитания
- 82. Характеристика принципов воспитания
- 83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
- 84. Гуманистическая педагогика
- 85. Классификация методов и форм воспитания
- 86. Направления воспитательной работы
- 87. Семейное воспитание. Принципы и содержание
- 88. Основные типы неправильного воспитания в семье
- 89. Нарушения поведения ребенка в семье
- 90. Воспитательный потенциал семьи
- 91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
- 92. Формы зависимого поведения ребенка в семье
- 93. Показатели родительского поведения
- 94. Причины неправильного родительского воспитания
- 95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 96. Упражнение, приучение и методы стимулирования
- 97. Межличностные отношения в коллективе
- 98. Структура и этапы формирования учебного коллектива
- 99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
- 100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации