15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
Павла Петровича Блонского (1884-1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на менталитет педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее развитие личности ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития мнемической функции, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка; изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.
Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая могла отвечать задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки: разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют свое значение до сих пор. «... В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни,.. а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике, этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.
Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного питания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитать Семья как коллектив, поведение родителей в конечном месте определяют успех воспитания детей. В «Книге для ролей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
- Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
- I. Педагогика как наука
- 1. Объект и предмет педагогики
- 2. Задачи педагогической науки
- 3. Система педагогических наук
- 4. Связь педагогической науки с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Основные категории педагогики
- Краткий экскурс в историю педагогики
- 7. Педагогика в Древней Греции
- 8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
- 9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
- 10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо
- 11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
- 12. Становление педагогики в России
- 13. Дидактическая система к. Д. Ушинского
- 14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
- 15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
- 16. Современные отечественные исследователи в области педагогики
- 17. Современная зарубежная педагогика
- 18. Современные проблемы образования. Кризис образования
- 19. Проблемы высшей школы в России
- 20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
- II. Целеполагание в педагогике
- 21. Принятие цели воспитания
- 22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
- Воспитательные воздействия
- 23. Закономерности воспитания
- 24. Самовоспитание
- III. Педагогический процесс и законы дидактики
- 25. Общее понятие о дидактике
- 26. Структура педагогического процесса
- 27. Педагогические цели
- 28. Содержание образования
- 29. Теории образования
- 30. Сущность обучения
- Статическая модель учения
- Функциональная модель учения:
- 31. Педагогические принципы
- 32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 33. Методы обучения и воспитания
- 34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса
- 35. Дидактика и педагогическое мастерство
- IV. Структура педагогической деятельности
- 36. Методические структуры педагогической деятельности
- 37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 38. Самосознание педагога
- 39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- V. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
- 40. Педагогическое проектирование
- 41. Педагогические системы
- 42. Педагогический процесс и педагогические ситуации
- 43. Этапы педагогического проектирования
- 44. Формы и принципы педагогического проектирования
- 45. Проектирование педагогического объекта
- 46. Виды педагогического творчества
- 47. Педагогические технологии и технология обучения
- 48. Проектирование технологии обучения
- 49. Основные дидактические концепции
- 50. Законы и закономерности обучения
- 51. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 52. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
- 54. Развивающее обучение
- 55. Интенсификация обучения
- 56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
- 57. Сущность проблемного обучения
- 58. Мотивы обучения
- 59. Проблемные ситуации и задачи
- 60. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 61. Основные формы проблемного обучения
- 62. Сущность деловой игры
- 63. Принципы организации учебных деловых игр
- 64. Структура и правила деловой игры
- 65. Разновидности и возможности использования деловых игр
- 66. Эвристика. Педагогическая эвристика
- 4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
- 67. Учебная эвристическая деятельность
- 68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
- Модификации мозгового штурма
- Синектический метод
- 69. Совместная продуктивная деятельность
- 70. Модульное обучение
- 71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 72. Открытые системы интенсивного обучения
- 73. Информационные технологии
- 74. Инновационное обучение. Акмеологический подход
- 75. Традиционные технологии обучения
- 76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- 77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков
- VI. Проблемы воспитания
- 78. Педагогическое общение и его стили
- 79. Этапы педагогического общения
- 80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 81. Характеристики закономерностей воспитания
- 82. Характеристика принципов воспитания
- 83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
- 84. Гуманистическая педагогика
- 85. Классификация методов и форм воспитания
- 86. Направления воспитательной работы
- 87. Семейное воспитание. Принципы и содержание
- 88. Основные типы неправильного воспитания в семье
- 89. Нарушения поведения ребенка в семье
- 90. Воспитательный потенциал семьи
- 91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
- 92. Формы зависимого поведения ребенка в семье
- 93. Показатели родительского поведения
- 94. Причины неправильного родительского воспитания
- 95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 96. Упражнение, приучение и методы стимулирования
- 97. Межличностные отношения в коллективе
- 98. Структура и этапы формирования учебного коллектива
- 99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
- 100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации