97. Межличностные отношения в коллективе
Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося оказывает сама ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением; происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. (см. схемы). Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.
Такие индивидуальные особенности преподавателя как его психосоциотип, характер, стиль руководства может существенно влиять на характер взаимоотношений куратора со студенческой группой и на само функционирование ученического (студенческого) коллектива, способствуя или препятствуя росту его сплоченности.
Такая особенность студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет) обусловливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха). Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциация» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействия людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.
- Столяренко Людмила Дмитриевна, Самыгин Сергей Иванович
- I. Педагогика как наука
- 1. Объект и предмет педагогики
- 2. Задачи педагогической науки
- 3. Система педагогических наук
- 4. Связь педагогической науки с другими науками
- 5. Методы педагогических исследований
- 6. Основные категории педагогики
- Краткий экскурс в историю педагогики
- 7. Педагогика в Древней Греции
- 8. Педагогика в средние века и в эпоху Возрождения
- 9. Педагогика XVII века Ян Амос Коменский
- 10. Педагогика XVIII века Джон Локк и Жан-Жак Руссо
- 11. Педагогика XIX века. Иоганн Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистервег
- 12. Становление педагогики в России
- 13. Дидактическая система к. Д. Ушинского
- 14. Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920—1930 гг.
- 15. Отечественная педагогика. Идеи п. П. Блонского, а.С.Макаренко, в. А. Сухомлинского
- 16. Современные отечественные исследователи в области педагогики
- 17. Современная зарубежная педагогика
- 18. Современные проблемы образования. Кризис образования
- 19. Проблемы высшей школы в России
- 20. Проблема гуманизации и гуманитаризации образования
- II. Целеполагание в педагогике
- 21. Принятие цели воспитания
- 22. Гармоничность воспитания и образования. Воспитательные воздействия
- Воспитательные воздействия
- 23. Закономерности воспитания
- 24. Самовоспитание
- III. Педагогический процесс и законы дидактики
- 25. Общее понятие о дидактике
- 26. Структура педагогического процесса
- 27. Педагогические цели
- 28. Содержание образования
- 29. Теории образования
- 30. Сущность обучения
- Статическая модель учения
- Функциональная модель учения:
- 31. Педагогические принципы
- 32. Современные дидактические принципы высшей и средней школы
- 33. Методы обучения и воспитания
- 34. Педагогические средства и формы организации педагогического процесса
- 35. Дидактика и педагогическое мастерство
- IV. Структура педагогической деятельности
- 36. Методические структуры педагогической деятельности
- 37. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 38. Самосознание педагога
- 39. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- V. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
- 40. Педагогическое проектирование
- 41. Педагогические системы
- 42. Педагогический процесс и педагогические ситуации
- 43. Этапы педагогического проектирования
- 44. Формы и принципы педагогического проектирования
- 45. Проектирование педагогического объекта
- 46. Виды педагогического творчества
- 47. Педагогические технологии и технология обучения
- 48. Проектирование технологии обучения
- 49. Основные дидактические концепции
- 50. Законы и закономерности обучения
- 51. Теория поэтапного формирования умственных действий
- 52. Этапы формирования умственного действия и типы учения
- 53. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний
- 54. Развивающее обучение
- 55. Интенсификация обучения
- 56. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
- 57. Сущность проблемного обучения
- 58. Мотивы обучения
- 59. Проблемные ситуации и задачи
- 60. Цели и условия успешного проблемного обучения
- 61. Основные формы проблемного обучения
- 62. Сущность деловой игры
- 63. Принципы организации учебных деловых игр
- 64. Структура и правила деловой игры
- 65. Разновидности и возможности использования деловых игр
- 66. Эвристика. Педагогическая эвристика
- 4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.
- 67. Учебная эвристическая деятельность
- 68. Методы эвристического поиска. «Мозговой штурм»
- Модификации мозгового штурма
- Синектический метод
- 69. Совместная продуктивная деятельность
- 70. Модульное обучение
- 71. Виды рейтингового контроля при модульном обучении
- 72. Открытые системы интенсивного обучения
- 73. Информационные технологии
- 74. Инновационное обучение. Акмеологический подход
- 75. Традиционные технологии обучения
- 76. Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- 77. Производственно - профессиональное обучение. Формирование навыков
- VI. Проблемы воспитания
- 78. Педагогическое общение и его стили
- 79. Этапы педагогического общения
- 80. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»
- 81. Характеристики закономерностей воспитания
- 82. Характеристика принципов воспитания
- 83. Зарубежные концепции воспитания. Технократическая педагогика
- 84. Гуманистическая педагогика
- 85. Классификация методов и форм воспитания
- 86. Направления воспитательной работы
- 87. Семейное воспитание. Принципы и содержание
- 88. Основные типы неправильного воспитания в семье
- 89. Нарушения поведения ребенка в семье
- 90. Воспитательный потенциал семьи
- 91. Основные параметры материнского отношения к ребенку в семье
- 92. Формы зависимого поведения ребенка в семье
- 93. Показатели родительского поведения
- 94. Причины неправильного родительского воспитания
- 95. Методы педагогического и психологического воздействия на личность
- 96. Упражнение, приучение и методы стимулирования
- 97. Межличностные отношения в коллективе
- 98. Структура и этапы формирования учебного коллектива
- 99. Методы психологического исследования межличностных отношений в коллективе
- 100. Обучение и воспитание в вузе как этап социализации