2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников
Практическое исследование было проведено в г. Владивостоке в школе № 53.
Для достижения цели и решения поставленных практических задач были выбраны следующие методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психолого-педагогического исследования в частности.
Специфика эксперимента как метода психолого-педагогического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет более объективно и надежно, чем все остальные методы, делать выводы о закономерностях, механизмах и причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение и развитие явления.
Таким образом, эксперимент – это единственный метод, позволяющий достоверно установить, что наличие какого-либо одного фактора влечет за собой обязательное проявление другого. Хотя все прочие методы также могут выявить взаимосвязь явлений, они, тем не менее, не дают никакой информации о причинах такой взаимосвязи.
На этапе констатирующего эксперимента фиксируется некоторый показатель детского развития, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.
Формирующий эксперимент предполагает активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.
Контрольный эксперимент предполагает проведение исследования, повторяющего в основных своих моментах исследование констатирующего этапа. Степень различий в полученных показателях на первом и третьем этапах исследования – свидетельство адекватности избранных экспериментатором условий, способных оказать влияние на развитие тех или иных сторон детского развития.
Исследование было проведено с помощью специально отобранных методик: методики “Исключение слов” и методики “Укажи лишний предмет” предложенных Т. В. Эксакусто и О. Н. Истратовой.
Методика “Исключение слов” позволяет провести оценку вербально-логического мышления учащихся (См. Приложение 1); методика “Укажи лишний предмет” – оценку наглядно-образного мышления (См. Приложение 2). Данные методики позволяют также сопоставить между собой полученные показатели.
Обобщая все вышеизложенное, следует подчеркнуть, что только основные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты – способны дать нам достоверную информацию об особенностях мышления младших школьников и эффективности проведенной работы по его развитию. Отобранные для исследования методики позволяют провести оценку вербально-логического и наглядно-образного мышления младших школьников, а также сопоставить между собой полученные показатели.
- Содержание
- Введение
- I. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов
- 1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума
- 1.3. Особенности мышления младшего школьника
- 1.4. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов
- II. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов
- 2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников
- 2.2. Процедура проведения эксперимента
- 2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2.4. Система занятий по развитию мышления младших школьников
- 2.5. Результаты контрольного эксперимента
- 2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
- Заключение
- Список литературы
- Оценка вербально-логического мышления Методика “Исключение слов”
- Бланк методики “Исключение слов”
- Процедура проведения
- Оценка наглядно-образного мышления Методика “Укажи лишний предмет”
- Обработка и интерпретация результатов
- Общие рекомендации для учителей