2.2. Процедура проведения эксперимента
Процедура проведения практического исследования нашей дипломной работы состояла из трех этапов.
Для проведения первого этапа был использован метод констатирующего эксперимента, который был проведен с двумя подгруппами учащихся 1-го класса по 12 детей в каждой: контрольной и экспериментальной.
Целью констатирующего эксперимента являлась оценка вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса контрольной и экспериментальной групп, а также сопоставление между собой полученных показателей.
Проведение данного этапа практического исследования было необходимо нам для того, чтобы выявить доминирующий вид мышления у младших школьников, а также впоследствии констатировать какие-либо произошедшие изменения и выявить влияние обучения на развитие мышления младших школьников.
Для реализации цели этого этапа исследования были использованы специально отобранные методики (См. Приложение 1, 2).
Оценка вербально-логического и наглядно-образного мышления младших школьников в контрольной и экспериментальных группах проводилась с каждым ребенком индивидуально, в спокойной, доброжелательной обстановке.
Для проведения второго этапа практического исследования был использован метод формирующего эксперимента, целью которого являлась целенаправленная, систематическая работа по развитию мышления учащихся 1-го класса экспериментальной группы.
На третьем этапе исследования был применен метод контрольного эксперимента. Его целью являлась повторная оценка вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса контрольной и экспериментальной групп.
Проведение данного этапа исследования было необходимо для того, чтобы выявить, произошли ли какие-либо изменения в развитии мышления детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента.
Повторная оценка вербально-логического и наглядно-образного мышления младших школьников в контрольной и экспериментальных группах проводилась также как и на этапе констатирующего эксперимента – с каждым ребенком индивидуально, в спокойной, доброжелательной обстановке с помощью двух специально отобранных методик (См. Приложение 1, 2).
Таким образом, суммируя вышепредставленное, следует подчеркнуть, что процедура проведения практического исследования состояла из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
- Содержание
- Введение
- I. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов
- 1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума
- 1.3. Особенности мышления младшего школьника
- 1.4. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов
- II. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов
- 2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников
- 2.2. Процедура проведения эксперимента
- 2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2.4. Система занятий по развитию мышления младших школьников
- 2.5. Результаты контрольного эксперимента
- 2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
- Заключение
- Список литературы
- Оценка вербально-логического мышления Методика “Исключение слов”
- Бланк методики “Исключение слов”
- Процедура проведения
- Оценка наглядно-образного мышления Методика “Укажи лишний предмет”
- Обработка и интерпретация результатов
- Общие рекомендации для учителей