Процедура проведения
Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: “Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок”. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два примера, но не из “экспериментальной карточки” исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.
Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.
Ключ:
книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 150 Иванов.
Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т (См. Таблицу 5).
Таблица 5
Поправка Т на время выполнения задания
Время, с | Поправка Т на время, баллы |
Менее 250 | 0 |
250–300 | –3 |
Более 330 | –6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Г вычисляется:
Формула 2
А = В + Т.
Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (наглядно-образного), а также для индивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по Таблице (См. Таблицу 6).
Таблица 6
Шкальные оценки показателей мышления
Шкальные оценки | Наглядно-образное мышление | Вербально-логическое мышление | Шкальные оценки | Наглядно-образное мышление | Вербально-логическое мышление |
19 | 50 | 30 | 9 | 26–29 | 17–18 |
18 | – | – | 8 | 23–25 | 15–16 |
17 | 50–48 | 29–28 | 7 | 20–22 | – |
16 | 48–47 | – | 6 | 17–19 | 12–4 |
15 | 45–47 | 28–27 | 5 | 14–16 | 7–11 |
14 | 41–44 | 27–26 | 4 | 12–13 | 5–6 |
13 | 38–40 | – | 3 | 8–11 | – |
12 | 36–37 | 23–25 | 2 | 5–7 | 3–4 |
11 | 33–35 | 21–22 | 1 | 2–4 | – |
10 | 30–32 | 19–20 | 0 | 0–2 | 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Содержание
- Введение
- I. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов
- 1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума
- 1.3. Особенности мышления младшего школьника
- 1.4. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов
- II. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов
- 2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников
- 2.2. Процедура проведения эксперимента
- 2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2.4. Система занятий по развитию мышления младших школьников
- 2.5. Результаты контрольного эксперимента
- 2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
- Заключение
- Список литературы
- Оценка вербально-логического мышления Методика “Исключение слов”
- Бланк методики “Исключение слов”
- Процедура проведения
- Оценка наглядно-образного мышления Методика “Укажи лишний предмет”
- Обработка и интерпретация результатов
- Общие рекомендации для учителей