Андрагогика
Образование взрослых в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных теоретических и практических проблем. От ее решения во многом зависит уровень экономического и социального развития государства. Почему именно образование взрослых столь актуально? Во-первых потому, что, как отмечается в статье М. Махлина, школа (общеобразовательная, специальная, высшая) работает на перспективу, результаты ее работы сказываются не сразу, а образование взрослых дает эффект почти адекватно времени обучения [2].
Во-вторых, обучение во всех видах школ занимает 10-15 лет жизни подрастающего поколения, а взрослые люди сохраняют высокую жизненную и производственную активность 25-30 и более лет, следовательно, инвестиции в образование именно взрослых оказываются более рентабельными.
Образование взрослых предъявляет определенные требования и к образованию в массовой общеобразовательной школе - важнейшей ее задачей становиться подготовка учащихся к послешкольному непрерывному образованию и самообразованию, ибо успех в образовании взрослых во многом зависит от умения учиться самостоятельно [3].
Есть мнение, что образование взрослых появилось хронологически раньше, чем образование детей [4].Однако исторически сложилось так, что именно обучению детей стали уделять особое внимание. Постепенно, на протяжении веков, складывалось убеждение, что самое
11
важное - передать ребенку основные знания, умения, навыки и качества, необходимые и достаточные для вступления в мир взрослых, а дальше его сама жизнь научит всему, что ему еще будет необходимо. Хотя великие мыслители, философы, писатели и ученые-педагоги всегда ощущали ограниченность такого подхода к обучению человека. Многие из них интуитивно или вполне осознанно, в результате раздумий и наблюдений, приходили к выводу, что того багажа знаний, умений, навыков и качеств, которые человек получает в детские и юношеские годы, явно не хватает на весь его долгий, извилистый и тяжкий жизненный путь и, следовательно, ему необходимо учиться всю жизнь. Но ведь человек на протяжении своей жизни изменяется, а стало быть, и учится в разные годы он по-разному. Но это были догадки, гениальные прозрения. На протяжении продолжительного времени развития цивилизации социальная, производственная, бытовая сферы бытия человека не требовали от человека прилагать усилия по обучению на протяжении всей своей жизни и, более того, не позволяли ему этого делать в силу объективных причин. Поэтому образование взрослых долгое время не получало масштабного развития, из-за отсутствия общественной потребности и в развитии науки об обучении взрослых.
В XIX веке люди осознали, что школьной подготовки небольшого количества населения в каждой стране недостаточно для решения новых проблем, вставших перед ними. Возникла необходимость не только совершенствования школьного дела, но и доучивания, переучивания все более значительной массы взрослого населения. В разных странах Европы, в том числе и в России, стало появляться образование взрослых как самостоятельная отрасль, сфера образования.
Но прошло еще целое столетие, прежде чем к середине XX века стала ощущаться потребность в создании своей, специальной науки об обучении взрослых. К тому времени в разных странах мира был накоплен огромный опыт практической организации образования взрослых, сформировался колоссальный запас эмпирических данных, наблюдений об особенностях взрослых обучающихся и процесса их обучения. Вот тогда и стала складываться новая научная дисциплина в сфере образования - андрагогика
Несмотря на свою древнюю предысторию, эта наука весьма молода и находится в периоде своего окончательного формирования. Поэтому все ее положения, закономерности порой воспринимаются еще настороженно, а порой и на самом деле пока еще спорны. Во всяком случае, это не догмы, а во многом информация для размышления. Андрагогика и ориентирована не на догматическое, а на критическое и творческое восприятие, на сотворчество с теми, кто вступает с ней в диалог.
Как показывают исследования одной из причин кризисных явлений и проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге
12
третьего тысячелетия, является кризис компетентности современных людей. Именно некомпетентность соответствующих исполнителей в целом является первопричиной появления неработающих законов и указов, возникновения национальных и социальных конфликтов, случаев производственных аварий и экологических катастроф, опустошения природных ресурсов и т.п. Главная угроза наших дней для человечества — стремительное отставание способности человека справляться с изменениями в окружающем его мире от темпов этих изменений. К такому выводу пришли еще в 1970-е годы западные ученые философы, социологи, эдукологи (ученые в области теории развития образования). Несомненно, подготовка молодого поколения -огромной важности стратегическая задача, но необходимо предпринимать срочные меры и по повышению компетентности взрослых людей, тех, на чьих плечах лежит ответственность за сегодняшнюю жизнь. Достижение процветания, благополучия, социально-экономической стабильности и благоприятных перспектив развития общества в целом и отдельных личностей в частности стало связываться с образованием взрослых во многих странах мира в 60— 70-е годы нашего века. Именно тогда известный французский деятель в области непрерывного образования П. Лангран высказал мысль, что «будущее образования, если рассматривать его в целом, и его способность к обновлению зависят от развития образования взрослых».
В это время на первый план выходит профессиональное образование взрослых. Это было связано в первую очередь с расширением масштабов научно-технической революции, с развитием экономики, возникновением новых технологий, а также с таким социальным явлением, как массовая безработица в западных странах. Именно в этот период в таких странах, как США, Франция, Великобритания, ФРГ, Швеция, Япония, Испания, были предприняты энергичные, можно сказать, действительно чрезвычайные меры по развитию образования взрослых.
В то же время за рубежом все большие масштабы получали общеобразовательная и общекультурная, или общеразвивающая подготовка взрослых. В развитых странах мира раньше, чем у нас, осознали, что для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. А достичь всего этого можно не только и даже не столько путем приобретения полного среднего образования, сколько путем постоянного или, по крайней мере, регулярного обучения в системе образования взрослых.
К 1980-м годам в России сложились следующие формы образования взрослых.
13
В рамках формального образования:
общее среднее образование, осуществляемое в вечерних (сменных) средних школах;
профессионально-техническое образование, организуемое в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах, а также на различных профессионально-технических курсах обучения различной длительности;
среднее специальное образование, реализуемое в заочных средних специальных учебных заведениях и на вечерних и заочных отделениях дневных средних специальных учебных заведений;
высшее образование, организуемое в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениями высших учебных заведениях;
— последипломное обучение (повышение квалификации) специалистами с высшим и средним специальным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях.
В рамках внеформального образования:
— профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, в лекториях общества «Знание», по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения.
Отличительной чертой образования взрослых в России являются его преимущественно вечерняя и заочная формы обучения, которые позволяют обучающимся получать образование определенного уровня и профиля без отрыва от производственной деятельности.
В рамках внеформального образования взрослых, в частности, только в 26102 народных университетах, в 1987 г. в России обучалось 9141 тыс. взрослых.
Наряду с развитием общего среднего образования происходила также и эволюция форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов с высшим и средним специальным образованием.
В результате достаточно непростой эволюции в стране сложился сложный, но неструктурированный, недостаточно организованный конгломерат различных видов и форм обучения взрослых, который еще не стал подсистемой образования взрослых, составной частью сферы непрерывного образования, сферы образовательных услуг.
Между тем ясно, что, как и в других странах, образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России. На наш взгляд, сфера образования взрослых должна иметь государственно-общественный характер и объединять в себе все виды и формы обучения взрослых на всех уровнях как государственной, так и общественной сфер формального (организованного в стенах учебных
14
заведений и ведущего к получению признанного документа об образовании) и внеформального (организованного в стенах не собственно учебных заведений и не обязательно заканчивающегося выдачей признанного документа) образования. Цель создания такой системы — не тотальное и жесткое управление со стороны государства, а поддержка государственными властными структурами развития образования взрослых во всем многообразии его видов и форм. В настоящее время разрабатывается концепция системы образования взрослых. Основными чертами ее должны быть: 1) государственно-общественный характер; 2) тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования; 3) базирование на теории обучения взрослых (андрагогике); 4) развитие рынка образовательных услуг; 5) развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической, эдукологической); 6) наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т.п.).
Основные цели и определяемые ими функции образования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики:
• личности — в самосовершенствовании;
• общества — в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;
• экономики — в подготовке компетентного, эффективного работника.
Конечной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.
Указанные цели достигаются посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей обучающихся, которые можно свести к семи основным группам:
— получение общего среднего образования;
— приобретение или усовершенствование профессиональных навыков;
поддержание и улучшение здоровья;
улучшение качества семейной жизни;
участие в общественной жизни;
содержательное проведение досуга;
развитие собственной личности.
Организационно образование взрослых должно состоять из пяти основных блоков: 1) потребительского (обучающиеся и их образовательные потребности); 2) информации и управления; 3) структурного; 4) содержательно-методического; 5) кадрового и научного обеспечения.
Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также
15
учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности. Сфера образования взрослых должна включать в себя самые разнообразные государственные, общественные, частные формы обучения взрослых, разнообразные как по структуре, так и, главное по программам обучения. Наряду с уже имеющимися вечерними средними школами, центрами образования взрослых, центрами непрерывного образования, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами подготовки взрослых необходимо создавать различные новые организационные формы обучения взрослых, например при высших учебных заведениях. И не только в форме уже имеющихся институтов и факультетов повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на ДРУГИХ уровнях образования, как это практикуется за рубежом. Необходимо шире привлекать к созданию смешанных государственно-общественных и государственно-частных форм обучения взрослых нарождающийся бизнес, общественные организации «Знание», Педагогическое общество и др.
Содержание образования взрослых должно отвечать конкретным потребностям конкретных людей и охватывать практически все аспекты жизни и все области знаний. С достаточной степенью условности оно может быть подразделено на два основных содержательных блока: 1) социально-ролевое и 2) общекультурное или общеразвивающее.
Образование взрослых, связанное с удовлетворением образовательных потребностей в рамках первого содержательного блока, можно подразделить на три группы: 1) профессиональное (связанное с удовлетворением потребностей становления и совершенствования личности как работника, участника производственной сферы); 2) семейно-бытовое, удовлетворяющее потребности в становлении и развитии умений, навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения ролей членов семьи; 3) социальное, ориентированное на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, общины, социальной группы.
Общекультурное образование взрослых, в свою очередь, можно подразделить на: 1) общее среднее, удовлетворяющее потребности в завершении общего среднего образования; 2) образование, удовлетворяющее потребности индивида в развитии своей личности; 3) образование, направленное на поддержание и развитие своего здоровья; 4) образование, удовлетворяющее потребности человека в содержательном проведении досуга.
Общекультурное (общеразвивающее) образование взрослых, призванное удовлетворить потребности личности в развитии собственной личности, в поддержании его здоровья, в проведении досуга, ориентировано на:
— приобщение человека к общечеловеческим ценностям;
16
— познание собственной личности, развитие нравственности, приобретение умений и навыков управления собственной личностью;
— приобретение знаний и навыков, необходимых для поддержания своего здоровья;
— овладение информацией, умениями и навыками содержательного проведения досуга.
Все это подразумевает обучение взрослых в области гуманитарных наук, медицины, физической культуры.
Социально-ролевое образование взрослых, способствующее самоопределению человека в разных сферах деятельности, призвано дать возможность человеку приобрести либо усовершенствовать его профессиональные знания, умения, навыки, необходимые в сфере производственной жизни; знания, умения, навыки и качества, необходимые ему в общественной (коллективной) и семейной (личной) жизни. Это связано с обучением взрослого человека в области философии, социологии, психологии, педагогики, андрагогики, медицины, права, экономики.
Особенностями содержания всех направлений образования взрослых, кроме общего среднего и профессионального, являются функциональная зависимость его от потребностей конкретной личности и отсутствие жесткой его привязки к традиционным уровням образования (начальное, среднее, высшее).
Взрослые обучающиеся Кого можно назвать взрослым человеком? С какого возраста начинается "взрослость"? Данная проблемам является предметом исследования возрастной психологии, которая, как замечают авторы [5], не хочет оставаться только детской и перед которой стоит проблема описания и изучения специфически "взрослых" механизмов развития личности, связанных с особенностями как самих задач развития в зрелости, так и средств их решения.
Для современных преподавателей высшей школы и последипломного обучения важно признать необходимым рассматривать всех обучающихся как взрослых людей, хотя степень этой взрослости, конечно, будет разной в зависимости от уровня системы образования. У нас слишком сильна традиция "детского" подхода к реализации образовательного процесса. Исходя из сказанного, не может быть каких-либо жестких запретов на использование андрагогического подхода даже к ученикам 5-6 классов. Начиная же с 15-16 лет и далее интенсивность применения такого подхода должна только нарастать, достигая своего пика в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Субъектом системы образования взрослых является взрослый человек. Чтобы лучше представить себе его облик в разные периоды жизни, можно ориентироваться на американского исследователя М.Ш.
17
Ноулза, который приводит следующие основные жизненные задачи разновозрастных американцев, которые они пытались решить в 1970— 1980-х гг., обучаясь в системе образования взрослых.
Взрослые в возрасте от 18 до 30 лет
Профессия и карьера: подготовиться к выбору карьеры, изучить все возможности, предоставляемые той или иной карьерой, получить работу, приобрести необходимые для данной работы умения, справляться с работой, продвинуться в работе, сохранить за собой рабочее место, подготовиться к выходу с военной службы, получить совет по выбору профессии, изменить место работы.
Дом и семья: ухаживание, выбор супруга (супруги), подготовка к заключению брака, планирование семейной жизни, под готовка к рождению детей, воспитание детей, понимание детей подготовка детей к поступлению в школу, помощь детям в школь ном обучении, разрешение материальных затруднений, использование семейных советов, ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета, распоряжение деньгами, покупки домашний ремонт, садоводство.
Развитие собственной личности: улучшение навыков чтения письма, говорения, слушания, продолжение общего образования развитие религиозной веры, совершенствование умения принимать жизненно важные решения, развитие способности к само анализу, выявление своей сущности, раскрытие своих способностей, осознание своих ценностей, понимание других людей, обучение самоуправлению, совершенствование своего имиджа установление интимных связей, умение прислушиваться к сове там других людей.
Использование свободного времени: выбор хобби, поиск новых друзей, вступление в какие-либо организации, планирование рационального использования времени, семейного отдыха, проведения развлекательных мероприятий, покупка снаряжения.
Здоровье: поддержание формы, планирование диеты, поиск и пользование медицинскими службами, предотвращение несчастных случаев, оказание первой помощи, распознание детских заболеваний, уяснение функционирования человеческого организма покупка и пользование медикаментами, развитие здорового образа жизни, распознавание признаков физической и психической ослабленности.
Коллективная жизнь: отношения со школой и учителями, изучение местных нужд, потребностей и возможностей, участие з деятельности и оказание помощи местной общине, изучение способов оказания влияния на других людей, подготовка к участию в голосовании, развитие навыков лидерства, поддержание хороших отношений с окружающими, организация коллективных мероприятий для детей и молодежи.
18
Взрослые от 30 до 65 лет
Профессия и карьера: изучение более сложных профессиональных навыков, руководство другими работниками, изменение карьеры, проблемы безработицы, планирование ухода на пенсию, приобретение второй профессии женщинами, воспитывающими детей.
Дом и семья: помощь подросткам в процессе взросления, подготовка к уходу детей из семьи, отношение к супругам взрослых детей как к личностям, приспособление к стареющим родителям, планирование ухода на пенсию.
Развитие собственной личности: поиск новых интересов, отказ от некоторых привычек, компенсация психологических изменений, осознание своих изменений, развитие эмоциональной гибкости, приобретение умения справляться с кризисами, развитие реалистического взгляда на жизненную перспективу.
Использование свободного времени: поиск менее активных занятий, расширение культурных интересов, приобретение новых навыков в организации отдыха, поиск новых друзей, вступление в новые организации, планирование развлечений, рассчитанных на двоих.
Здоровье: приспособление к физиологическим изменениям, выбор новой диеты, контроль за весом, физические упражнения, ежегодные медицинские освидетельствования, компенсация физической и психической ослабленности.
Коллективная жизнь: принятие на себя большей социальной ответственности, принятие на себя роли лидера в организациях работа на благо других, вовлечение в политику, организация ме ро приятии по улучшению местных условий..
Взрослые от 65 и старше
Профессия и карьера: адаптация к выходу на пенсию, поиск новых сфер общественно полезной деятельности.
Дом и семья: приспособление к меньшим доходам, организация нового образа жизни.
Развитие собственной личности: развитие компенсаторных способностей, осознание своих возрастных особенностей, пере ориентация системы ценностей.
Использование свободного времени: установление личностны связей, соответствующих возрасту и положению, поиск новы занятий (хобби), приобретение новых навыков отдыха, планирование сбалансированной программы отдыха.
Здоровье: адаптация к физической ослабленности, поддерживание физической и психической нормы, изменение диеты, регулярные медицинские осмотры, занятие физическими упражнениями, соответствующими возрасту, разумное использование медикаментов, приобретение умений преодоления стрессовых ситуаций, сохранение жизненных ресурсов.
19
Коллективная жизнь: работа по улучшению условий жизни пожилых людей, добровольное принятие на себя определенные обязанностей, поддержание связей с организациями.
Особенности обучения взрослых
Организация любого обучения в явном или неявном виде всегда основывается на определенных исходных позициях, которые проявляются в выборе целей, содержания, способов его структурирования и технологий взаимодействия обучающихся и преподавателей.
В современной науке об образовании различают два принципиальных подхода: педагогический, который большинству известен по школе и вузу, и андрагогический, который больше знаком слушателям системы повышения квалификации [6].
Умение учиться - сложный процесс, включающий комплекс знаний и навыков, которыми необходимо овладеть для успешного обучения. При этом каждый обучающийся должен иметь ясное представление о том, что такое:
образование и обучение;
процесс обучения и роли участников этого процесса;
собственных потребностях и возможностях в обучении (психофизиологических, временных, бытовых, производственных);
модели обучения;
цели своего обучения;
виды и формы обучения;
методы обучения и самообучения;
средства обучения;
программы обучения;
организация обучения.
Знание или хотя бы предварительное представление об указанных выше элементах педагогической системы и ее обеспечения позволяет взрослому человеку сознательно выбирать и выстраивать свою собственную траекторию учения, выступая при этом активным участником образовательного процесса. Именно это принципиально отличает педагогичесский и андрагогический подходы к процессам обучения и учения.
Каковы же особенности обучения взрослых, которые следует учитывать преподавателям и обучающимся в своей практической и учебной деятельности? Разные авторы выделяет разные параметры. Для более полной картины приведем несколько точек зрения.
20
Ноулз (Knowles M.S.) и др. (1984) различают традиционное преподавание и обучение (педагогику) и преподавание и обучение для взрослых (андрагогику) следующим образом.
Педагогика предполагает:
обращение с учениками как с детьми, как с пустым сосудом, который учитель должен заполнить знаниями;
подготовку учебного плана заранее, без обсуждения его целей и содержания с учениками;
преподавание подготовленного курса, при этом ученик находится в постоянной зависимости от преподавателя на всех этапах обучения.
Андрагогика между тем предусматривает:
обращение с учеником как со взрослым, как с коллегой учителя, как с человеком, который привносит в процесс обучения существенную долю своего предшествующего опыта обучения;
обсуждение с учеником учебного плана и доступность учителя как консультанта в учебном процессе;
определение результата обучения, согласованного с учеником, взаимоотношения с которым учитель строит на основе сотрудничества и взаимного обмена идеями
Р.М. Смит например, выделяет шесть аспектов обучения взрослых.
Обучение:
происходит в течение всей жизни;
это естественный и личностный процесс;
включает в себя изменения в обучающемся человеке;
связано с развитием личности;
связано с опытом человека и его деятельностью;
6)у обучения есть также своя интуитивная сторона, т.е. оно может проходить частично и на подсознательном уровне.
СИ. Змеев описывает, следующие особенности андрагогики: 1. Взрослому принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
Взрослый человек стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению во всех сферах жизни, в том числе и в учебной деятельности.
Взрослый обладает опытом, который может быть использован какпри его обучении, так и при обучении коллег.
Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
Взрослый рассчитывает на немедленное применение результатов обучения.
6.У взрослого обучающегося много ограничений в учебе (социальные, временные, финансовые, профессиональные и др.).
21
7.Процесс обучения взрослого человека организован в виде совме стной деятельности обучаемого и обучающего.
Дж. Бернардин и Дж. Расселл приводят следующие характеристики взрослых как учащихся (перевод Н. Жаворонковой):
1. Восприятие себя.
Взрослые, в отличие от детей, считают себя способными самостоятельно определять направления собственного развития и хотят, чтобы окружающие признавали за ними такое право.
2. Практический опыт.
Взрослые, в отличие от детей, обладают практическим опытом, который они непременно привносят в учебный процесс. Если дети воспринимают свой опыт просто как то, что с ними произошло, то для взрослых их опыт определяет то, кем они являются. Имеющийся опыт позволяет взрослым сделать самостоятельный выбор относительно того, что и как они хотят изучать.
3. Готовность к обучению.
Взрослые осознают свои потребности в обучении и поэтому, в отличие от детей, за которых учитель принимает решения как по содержанию, так и по последовательности обучения, могут определить сами, что и в каком порядке они хотят изучать.
4. Временная перспектива.
Дети учатся "впрок", т.е. предполагается, что полученные знания будут востребованы ими в будущем. Взрослые, напротив, заинтересованы в немедленном применении изучаемого для решения своих актуальных практических проблем.
5. Опыт обучения.
Большинство взрослых, в отличие от детей, имеют разнообразный опыт обучения, и поэтому обладают сформировавшимися (пусть не всегда четко осознаваемыми) представлениями о том, каким образом должен быть организован процесс обучения, и могут отдать предпочтение определенному стилю обучения.
В качестве некоторого обобщения в таблице 1.1.1 приведем обобщенные сравнительные характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения.
22
Характеристики педагогической и андрагогической моделей обучения (по К Ноулиджу)
Параметры | Педагогическая модель | Андрагогическая модель |
Самосознание обучающегося | Ощущение зависимости | Осознание возрастающей самоуправляемости |
Опыт обучающегося | Малая ценность | Богатый источник самообучения |
Готовность обучающегося к обучению | Определяется физиологическим Определяется задачами по развитию развитием и социальным личности и овладению социальными ролями принуждением | |
Применение полученных знаний | Отсроченное, отложенное | Немедленное |
Ориентация в обучении | На учебный предмет | На решение проблемы |
Психологический климат обучения | Формальный, ориентированный Неформальный, основанный на взаимном на авторитет преподавателя, уважении и совместной работе конкурентный | |
Планирование учебного процесса | Преподавателем | Совместно с обучающимся |
Определение потребностей в обучении | Преподавателем | Совместно с обучающимся |
Формулирование целей обучения | Преподавателем | Совместно с обучающимся |
Построение учебного процесса | Логика учебного предмета, содержательные единицы | Логика проблем, проблемные единицы |
Учебная деятельность | Технология передачи знаний | Технология поиска новых знаний на основе опыта |
Оценка | Преподавателем | Совместно с обучающимся |
Итак, образование взрослых можно определить как сферу образовательных услуг (формального и внеформального образования) для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся.
Именно развитие этой сферы образования привело к значительным изменениям в современном образовании, благотворно повлияло на развития формального, традиционного образования, и привело к появлению новых форм и видов обучения людей в различном возрасте. Развитие взрослых поставило перед учеными, занимающимися проблемами образования, новые вопросы и проблемы, заставило пересмотреть некоторые воззрения на сам процесс обучения.
Учение как способ существования человека - вот позиции сегодняшнего дня, вот лозунг и императив нашего времени. Человек, осознавший это и действующий, живущий в соответствии с этим императивом, ставшим его внутренним, неодолимым, пламенным стремлением, пото вшёепв, - вот герой нашего времени.
И для реализации его устремлений в конце XX века появились все возможности. Образование расширило и продолжает расширять свои границы и масштабы, проникая буквально во все сферы бытия
23
современного человека. Сфера образовательных услуг предоставляет человеку возможности приобретать знания, умения, навыки и качества, необходимые ему для профессионального и социального продвижения, для развития личности, для улучшения всех сфер своей жизни, для гармонизации своей антропосферы, практически на протяжении всей его жизни.
В настоящее время человеку уже необязательно в начале своей жизни проводить за партой десять — двенадцать или даже все восемнадцать — двадцать лет, чтобы получить как можно больший запас знаний на всю дальнейшую жизнь. Реализуемая на практике концепция непрерывного образования позволяет индивиду получать необходимые ему на каждом жизненном этапе различные блоки компетентности по мере возникновения жизненно важной необходимости в них.
Но необходимость в приобретении все новых блоков компетентности у современного человека возникает практически каждый день, поскольку его образовательные потребности уже не ограничиваются общим средним и определенным профессиональным образованием. Наш современник стремится быть компетентным во всех сферах, в том числе и в общественной, семейной и личной жизни.
Мощное желание быть самостоятельной, самоуправляемой личностью, стремление к самореализации, к самоосуществлению увлекает человека во все новые и новые сферы и формы познания.
Новые технологии передачи информации, новые технологии обучения, все новые источники, средства, формы и методы обучения предоставляют современному человеку обучающемуся огромные возможности для удовлетворения своих образовательных потребностей.
Однако практически безграничные возможности выбора путей обучения ставят перед человеком новые сложные задачи. Он сам становится реальным субъектом процесса своего обучения. Но это накладывает на него новую огромную ответственность, которую ранее в основном брало на себя общество в лице государства. Это требует от индивида новой компетентности — умения учиться, организовывать свое обучение.
В этом ему и помогает андрагогика. Она снабжает взрослого обучающегося необходимыми ему умениями, знаниями, навыками по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса своего обучения, отбору необходимых каждому конкретному человеку содержания, форм, методов, источников, средств обучения. Она учит человека учитывать свои (и своих коллег по обучению) возрастные психофизиологические, социальные, профессиональные особенности, использовать свой (и своих коллег) опыт при обучении, определять свои образовательные потребности, намечать цели обучения и пути их достижения.
24
Исходя из гуманистических идей первичности человека и его саморазвития, его целостности в комплексном проявлении его изменений, андрагогика вносит свой вклад в создание условий, необходимых для самореализации человека и повышения эффективности и результативности его жизнедеятельности.
Андрагогика способствует и дальнейшему развитию наук об образовании, формированию системы таких наук, которые бы рассматривали в комплексе все аспекты процесса образования, в частности, философии образования.
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе