logo
Занятие 1 Методика преподавания в вузе / Книги / Андреев А

Цель образования

Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциалиализированных образовательных систем[2].

Она составляет систему и знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает, как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д.. Цель -это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования.

Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения.. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п [3].

Делая небольшое отступление можно сказать, что обычно, минуя описание цели, педагоги сразу устремляются к конструированию учебных планов, программ, пособий и других учебно-методических средств[4].

Современные методологические принципы организации сложных систем, такой поход не может дать ничего, кроме сумятицы и путаницы, бесконечных дискуссий и формального теоретизирования, т.к. в системе отсутствует системообразующий элемент – цель. Но, как точно заметил А.С. Макаренко, педагогика есть наука целесообразная.

Цель можно выразить в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченым кругом знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектов на которых оно проявляется. Под заданный уровень необходимой будущей професиональной квалификации выпускника есть возможность разработать требования к качествам его личности на любом уровне

167

обобщения и конкретизации: квалификационную характеристику, профессиограмму или модель личности специалиста.

Цель в педагогичесой системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, что можно однозначно сделать заключение о степени реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Рассмотрим как исторически менялись цели образования на примере Исторических моделей (проектов) образованного человека[5]

История образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и попеременным чередованием двух основных групп воззрений, концепций образования: природосообразного и культуросообразного. В концепции природосообразности образования утверждается, что становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление, образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии и под влиянием общественной жизни.

Различные понимания образованного человека представлены в Таблице 2.2..1.

Исторические проекты развития образования (модели "образованного человека")

Принцип природосообразности

Принцип культуросообразности

Понима ние

природы человека

Способ

обоснова

ния

Цель образования

Понимание

природы

общества

Способ обоснования

Цель образования

КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI-XVIII В.) Коменский, Руссо, Песталоцци

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII-XIX В.)

Гельвеций, Дидро

Богосло вие

Законы Священно го Писания

божественное предназначе­ние

Юридичес­кое

законы гражданско­го общества

общественное предназначе­ние

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ (XVIII-XIX В.)

Дистервег, Гербарт, Ушинский

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX-XX В.)

марксистская педагогика

Естест­венно научное

Естест­венно научные законы

развитие

естественных

способностей

естественно историчес­кое

законы естествен­ной истории общества

общественное развитие

САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.)

Маслоу, Роджерс, Олпорт

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.) Штейнер, Выготский, Библер

автоном ное

законы

развития

личности

самоопределе ние личности

культурно-историчес­кое

законы

культурной

истории

развитие

культурной

личности

168

Смена исторических проектов образованного человека, определяемых пониманием природы человека и общества и представлениями о целях образования, носит отчетливо выраженный "маятниковый" характер. Исторически клерикальный проект, связанный с традиционным религиозным пониманием богоподобной природы человека, сменился социально-правовым проектом французских материалистов, подчинивших образование задачам гражданского общества. Этот, в свою очередь, был заменен естественнонаучным, вернувшимся к переосмысленному пониманию природы человека как основы образования. На смену естественнонаучному пониманию природы человека пришло понимание человека как совокупности общественных отношений в естест-венноисторическом проекте. Этот проект в свою очередь эволюционировал в оппозиционный проект, основой которого стало представление о личности человека, самостоятельно, относительно независимо от общества и подчас вопреки ему определяющей и регулирующей свое развитие (self-made-man, autonomous person). Наконец, культурно-исторический проект следует рассматривать как возвращение к представлению об органической связи и обусловленности человека и общества, при этом общество понимается не только как гражданское и не столько как экономическое, но, прежде всего, как культурно-историческое объединение людей.

Следует отметить, что все перечисленные проекты отнюдь не стали историческими реликвиями в архиве педагогической мысли, но сохраняют по сей день свою жизнеспособность и в соответствующих, благоприятных условиях способны вновь обрести значительное социальное влияние. Примером может служить клерикальный проект, получивший в последнее время распространение в форме идеи восстановления и развития религиозного образования и воспитания.