Целенаправленность
Основное назначение учебного курса - формирование целенаправленного способа действий учащихся в заданной предметной среде. Основная цель учебной работы учащегося - овладеть системой целенаправленных действий в заданной предметной среде.
С нормативной точки зрения целевые требования к знаниям и умениям специалистов определяются Государственными
образовательными стандартами и образовательными программами. Однако формулировки образовательных программ имеют весьма размытый характер и практически всегда требуют конструктивного уточнения учебных целей в реальном учебном процессе.
Значение показателя целенаправленности СУМИК,
рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.2, заполненной экспертами, которые проставляют соответствующие значения показателей и их коэффициенты важности.
Таблица 3.5.2 Показатели целенаправленности
Важность | Значения |
W1 | K1 |
W2 | K2 |
W3 | K3 |
W4 | K4 |
|
Характеристики курса '
1
2
Конкретность назначения
3
Перечень формируемых понятий Перечень осваиваемых операций
4
Перечень классов решаемых
задач Иные
Одним из вариантов спецификации (перечня) дидактических целей может послужить следующая градация уровней постижения учебного материала:
ознакомление - получить представление о специфике
предметной области; изучение - знать систему понятий и операций предметной
области; освоение - освоить способы манипуляции с понятиями и объектами предметной области. Важность каждого из уровней можно оценить с помощью соответствующих коэффициентов.
Информационная полнота
В соответствии с общей схемой ЦНС сетевой курс может включать ряд дидактических материалов, представляющих информационную и операционную составляющие осваиваемой предметно-ориентированной деятельности, в том числе:
258
- систему предметно-ориентированных понятий;
-систему операций и действий над объектами предметной среды;
- систему предметно-ориентированных задач.
Значение показателя информационной полноты учебных материалов рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.3, заполненной значениями показателей и их коэффициентами важности, полученными в результате экспертной оценки.
Функциональная полнота
В зависимости от основного назначения курса структура показателей функциональной полноты может существенно варьироваться. Их состав и важность для достижения поставленных целей уточняются с помощью детализированного перечня частных показателей и соответствующих значений ситуативных коэффициентов важности, например, увязанных со следующим перечнем видов учебной работы:
изучение – освоение системы понятий и операций заданной
предметной области: экспериментирование – исследование изучаемых объектов или их
моделей; вычисления – выполнение текущих вспомогательных расчетов; упражнения – совершенствование способов выполнения объектно-
ориентированных операций и действий; моделирование –конструирование имитационных моделей
объектов заданной предметной области; решение проблем – применение знаний при поиске решении для новых классов задач.
Значение показателя функциональной полноты электронного курса рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.4, заполненной соответствующими значениями показателей и их коэффициентов важности.
259
| Таблица3.5.3 Показатели информационной полноты | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Характеристики курса | Важность | Значения |
Достаточность теоретического материала | W1 | K1 | |
Достаточность фактического материала | W2 | K2 | |
Достаточность методического материала | W3 | K3 | |
Наличие имитационных моделей | W4 | K4 | |
Наличие набора проблемных ситуаций и задач | W5 | K5 | |
Доступность упоминаемых источников информации | W6 | K6 | |
Возможность получения печатной версии | W7 | K7 | |
Наличие мобильных носителей учебной информации (CD, видеокассет и т.п.) | W8 | K8 | |
Иные |
| Таблица 3.5.4 Показатели функциональной полноты | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Характеристики курса | Важность Значения | |
Наличие мотивирующей составляющей курса | W1 | K1 | |
Обеспечение доступа к разнообразным формам информации (полнотекстовые документы, видеоматериал, графика, анимация, звук,..) | W2 | K2 | |
Наличие имитационных моделей | W3 | K3 | |
Наличие тренировочных задач | W4 | K4 | |
Контроль успешности (самоконтроль, тесты, проекты) | W5 | K5 | |
Возможности общения с автором | W6 | K6 | |
Учет текущих знаний учащихся | W7 | K7 | |
Учет психофизиологических характеристик учащихся | W8 | K8 | |
Выработка корректирующих указаний | W9 | K9 | |
Иные |
|
|
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе