logo
Ответы по педагогике

2.Методы устного изложения знаний.

Источником знания является слово в виде речи учителя . В практике это основной источник информации для учащегося. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Рассказ - последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Рассказ приводит в состояние активности воображение, память, мышление, эмоциональные переживания. Рассказ-вступление, рассказ-повествование и рассказ-заключение – типы рассказа по цели.Чаще всего рассказ применяется в сочетании с иллюстрацией, обсуждением, беседой.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений. Используется при изучении теоретического материала. Часто применяется вместе с методом наблюдения, может перерасти в беседу.

Лекция - монологическое изложение объемного материала. Отличается строгой структурой; обилием информации; логикой изложения; системным характером освящения материала. Бывают научно-популярные и академические лекции.

Беседа - подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия учебная - обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем. Стимулирует познавательный интерес. Метод целесообразен, если учащиеся имеют предварительные знания по теме дискуссии. К дискуссии надо готовиться.

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность.

Билет №12