2 Личность в современной системе образования
Изменения в современной системе образования обусловливают необходимость нового подхода к осмыслению нравственного воспитания и активизации теоретических и практических исследований в этой области. Важным звеном в этой сложной цепи являются средние учебные заведения: школы, лицеи, гимназии и другие.
Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.
Человек как творец и субъект способен к культурному саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому воспитание как неотъемлемая часть учебного процесса, оказывая позитивное воздействие на развитие и формирование личности, занимает особое место и требует активизации теоретических и практических исследований в своей области.
В современных условиях главной целью работы школы становится не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка.
Сейчас в педагогическом мире существует множество взглядов, которые придерживаются мнения, что процесс становления личности в школе должен происходить через обучение: чем больше ребенок познает в той или иной области, тем больше развито его “Я”, его личность. Знания, которые получит ребенок в школе, помогут стать ему самодостаточной личностью, помогут ему найти себя в сложном современном обществе. Мы не отрицаем этого. Но где же свободное общение ребенка со своими сверстниками, где творческие решения вопросов, пение под гитару, обсуждение насущных проблем общества и личности; где свершение дел и поступков (хорошие они или плохие), где приобщение ко всемирной культуре (кроме уроков литературы и истории), где личный опыт? Ведь все это воспитывает нравственное отношение к обществу, помогает сформировать свою жизненную позицию, умение аргументировать свою точку зрения. Если ребенок может хорошо отвечать у доски или прекрасно решает контрольные задания, пишет сочинения, это еще не значит, что он сможет стать полноценной, самостоятельной личностью.
К сожалению, в системе образования к 9-ому классу все программы, учебные планы не имеют признаков чувственного знания и чувственной жизни человека. Уже с первого класса нагрузка на умственные способности непомерно возрастает, а игровые и чувственные способы воздействия резко сокращаются и к 9-ому классу сходят на нет. От детей требуют только знания, а о чувственной стороне жизни говорят только на уроках литературы. С искусством в школе ребенок соприкасается только в курсе начальной школы и среднего звена (с 1 по 7 класс), а именно: уроки ИЗО, музыка, труд. В старших классах эти предметы считаются в большинстве случаев ненужными и бесполезными, потому что:
- это загружает учебный план, мешает более серьезному изучению таких “жизненно важных” предметов как математика, физика, литература, химия и т.д.
- для серьезного изучения музыки, живописи и декоративно-прикладного искусства и т.д. существует система дополнительного образования для школьников (кружки, секции, ДМШ, школы искусств и т.д.). Но не каждый ребенок захочет серьезно изучать классическую музыку, учиться рисовать и т.д.
- при включении в учебный план данных предметов существует угроза физической перезагрузки (особенно выпускников).
В результате всего перечисленного фактически около половины детей по многим причинам вообще не получают никакой художественно-эстетической подготовки, которая способствует полноценному и разностороннему развитию личности, учит любить прекрасное.
В нашей стране существуют школы, в которых воспитание стало основой образования, его фундаментом, их не так уж много, чтобы с их помощью можно было помочь подрастающему поколению найти достойные жизненные ориентиры. Ориентиры, которые основаны на мировых нравственных ценностях. Хотелось бы, чтобы каждый руководитель учебного учреждения задумался над вопросом: “Всегда ли безукоризненные знания, приобретенные и отточенные до мастерства навыки и умения, будут применены только во благо общества и человечества вообще?” Только человек достойно воспитанный согласно всем нравственным законам общества не сможет совершить действия во зло ближнему, т.е. во зло человеку и человечеству вообще.
Билет 3
1 педагогические отношения и их сущность
2 принципы в развивающем обучении
На основании многочисленных теоретических и экспериментальных психологических исследований была сформулирована система принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. Некоторые из этих принципов находят наиболее яркое проявление в раннем детстве, другие - позднее, однако в сумме они выступают надежной базой для построения практики развивающего образования на всех ступенях и уровнях. На основании этих принципов разрабатываются конкретные методики, педагогические технологии. Классификация принципов:
принцип творческого характера развития
принципа:совместная деятельность и общение как движущие силы развития, как средство обучения и воспитания
принцип - ведущей деятельности
Определение зоны ближайшего развития - важнейший принцип организации коррекционно-развивающего обучения
Учет сензитивных периодов развития в процессе обучения школьников – принцип
Принцип амплификации (расширения) детского развития
Принцип единства аффекта и интеллекта
Билет4.
- 1 Что такое дидактика?
- 2 Личность в современной системе образования
- 1.Виды деятельности в обучении.
- 1. Противоречия в понятийной структуре дидактики.
- 1. Тип образования.
- 1. Дидактика связана:
- 2.Урок ознакомления с новым материалом
- 1.Раскройте понятия: знания, умения, навыки, способности.
- 2.Методы устного изложения знаний.
- Структура процесса обучения.
- 2.Система методов воспитания в образовательном учреждении.
- 14.2. Роль методов положительного примера в описании.
- 1. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
- 1. Воспитание в процессе обучения.
- Влияние социума на качество учения.
- 2. Уроки проверки и оценки знаний.
- 1.Принципы обучения.