logo
Ответы по педагогике

1 Что такое дидактика?

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений, определяет объём и структуру содержанияобразования. Основные вопросы дидактики: чему учить? как учить? когда учить? зачем учить? кого учить? где учить?Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

2 назовите выдающихся ученых, занимающихся разработкой основ личностно – ориентированного обучения?

Идеи под названием “личностный подход” разрабатывают с начала 80-х годов советские (теперь — российские и белорусские) педагоги и психологи К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская . В дидактике это название уточнено как новый термин “личностно-ориентированное обучение” Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской.

Билет 2

1 проблема определения объекта и предмета дидактики?Объектом дидактики высшей школы является учебный процесс в высших учебных заведениях. Поскольку современный этап развития человечества требует непрерывного образования человека на протяжении жизни, а высшее образование становится доступным для каждого, зона действия дидактики значительно расширяется и охватывает проблемы также обучение людей зрелого возраста (от 20 лет и старше).

Предметом дидактики высшей школы является определение цели и задач обучения в ВУЗЕ, определение содержания образования, выявления закономерностей процесса обучения, обоснование принципов и правил обучения, разработка форм, методов и приемов обучения в ВУЗЕ, определение материальных средств обучения в высшей школе.

Понятие "дидактика" введено в научный оборот в XVII ст. Его утверждение связано с опубликованием чешским педагогом Я.А. Коменским основательной труда "Великая дидактика" (1657 г.), которая положила начало широким исследованием проблем обучения. С того времени дидактика выполняла (да и сейчас) выполняет две функции - познавательную и практическую.

В дидактике анализируются, обосновываются, моделируются, обобщаются и объясняются явления познавательной деятельности, которые лежат в основе учебно-воспитательного процесса. Выполняя познавательную ли утилитарную функцию, дидактика формирует теоретико-методические предпосылки улучшения качества обучения, повышения его эффективности. В дидактике разрабатываются особенности и алгоритмы деятельности того, кто учит, и того, кто учится, во взаимосвязи.

Что касается объекта и предмета самой дидактики, ученые до сих пор не имеют единого определения на этот счет. А вот ее задачами выступают условия, при которых реализуется процесс обучения, разработка усовершенствованной его организации, новых технологий обучения и дидактических систем.