1.Виды деятельности в обучении.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.
Предмет нашего изучения составляет учебная деятельность, поскольку именно в ней, согласно представленной нами иерархии, имеет место обучение. Обратимся поэтому к учебной деятельности, а также обозначим, выделим компоненты этой деятельности.
Цель учебной деятельности, как вида практической педагогической деятельности, по качественному содержанию остается такой же, как цель педагогической деятельности (человек, владеющий частью культуры), но имеет меньший объем и более конкретное содержание, а именно: человек (ребенок), владеющий необходимыми знаниями и умениями пользоваться ими. Результатом завершенной учебной деятельности должен стать человек (ребенок), овладевший данными знаниями и умениями. Итак, цель и результат, как компоненты учебной деятельности, выделены.
Для выполнения учебной деятельности также необходимы социально образованные люди, имеющие образование, соответ-ствующее этому виду деятельности.
Предметом учебной деятельности станет выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими.
Средствами, при помощи которых осуществляется учебная деятельность, являются, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку, социальные качества и вспомогательные средства: учебники, письменные принадлежности, различные инструменты и т. п., т. е. в основном такие же, как и в педагогической деятельности.
При определении последнего компонента – совокупность действий – выясняется, что компонент состоит из двух деятельностей: деятельности взрослого идеятельности ребенка, т. е. учебная деятельность, осуществляется не совокупностью действий, а двумя видами деятельности и не может быть выполнена только одним из этих видов деятельности.
Выделив деятельность взрослого и деятельность ребенка, вновь возникает необходимость выделить и определить компоненты, составляющие эти две деятельности.
Одним из компонентов деятельности является социально образованный человек. Деятельность взрослого и деятельность ребенка выполняются социально образованными людьми. Но деятельность взрослого выполняется социально образованным человеком, имеющим специальное педагогическое образование, т. е. учителем; а деятельность ребенка выполняется социально образованным человеком, не имеющим соответствующего образования, т. е. учеником. Вот теперь мы имеем основание сказать, что деятельность взрослого в учебной деятельности – этодеятельность учителя, а деятельность ребенка есть деятельность ученика.
Может показаться, что выделенные деятельность учителя и ученика – давно известный в педагогике факт. Но это не совсем так. Во-первых, нами были выделены деятельность взрослого и деятельность ребенка, а затем определены условия, при которых эти деятельности становятся деятельностью учителя и деятельностью ученика. Во-вторых, эти деятельности выделены в учебной деятельности, а не в обучении, как это представлено в педагогических исследованиях. Так что графическое и звуковое совпадение используемых терминов имеет различное происхождение. Учебная деятельность и обучение (или деятельность обучения) не составляют тождества, и, согласно нашей иерархии понятий, обучение есть лишь вид учебной деятельности. В-третьих, несмотря на выделенные деятельности учителя и ученика, в педагогике укрепилось понимание, что учитель воздействует на ученика. А это может означать, что учитель оказывается субъектом, осуществляющим воздействие, а ученик – предметом, объектом, испытывающим эти воздействия. Такое понимание не соответствуют действительности: деятельность учителя и деятельность ученика осуществляется субъектами, а не предметами. И никакими аргументами невозможно доказать обратное. В педагогике же продолжает существовать понимание, что ученик считается предметом, испытывающим воздействие. Это, по нашему мнению, представляет собой заблуждение, затрудняющее движение к пониманию сущности обучения.
Следующими компонентами деятельности являются цель и результат. Поскольку деятельность учителя и деятельность ученика являются видами, составляющими учебную деятельность, то цели и результаты деятельности учителя и ученика, очевидно, должны совпадать по содержанию с целью и результатом учебной деятельности. Различие заключается только в характере направленности деятельности: цель учителя – это оказание помощи ученику в овладении необходимыми знаниями и умениями пользоваться ими, т. е. его действия направлены как бы от себя к ученику. А цель ученика – это овладеть знаниями и умениями пользоваться ими, которые предъявляются ему в учительской деятельности, т. е. его действия направлены к себе, на самого себя. Результатом двух этих деятельностей является ученик, овладевший предъявленными учителем знаниями и умениями пользоваться ими.
Обратимся к предмету деятельности. Предметом деятельности учителя, не изменяя своего содержания, является предмет учебной деятельности, определенный как часть совокупности необходимых знаний и умений пользоваться ими.
В практической деятельности каждый учитель имеет дело не со всей частью культуры, предназначенной для овладения, а только с частью, которая определена программой того или иного учебного предмета. Так что для каждого учителя предмет его деятельности заметно отличается по качественному содержанию от предметов деятельности учителей других учебных предметов. Но какие бы качественные различия эти предметы не имели, они представляют собой одно и то же – предмет деятельности учителя.
Предметом деятельности ученика является продукт, который готовит для него учитель. Этот продукт можно назвать учебным материалом.
Средства, которыми осуществляются деятельности учителя и ученика таковы: природные и социальные качества, которые более развиты и совершенны у учителя и менее совершенны и развиты у ученика, а также вспомогательные средства, которые почти одинаковы и у учителя, и у ученика.
2. Формирование потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии и формировании личности раскрывалась в главе о сущности и закономерностях воспитания. Это в полной мере относится и к обучению. Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Еще А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Несколько в иной форме эту же мысль выражал известный психолог и педагог Л.В. Занков: «Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству» Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству? Тогда, когда он переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым, материалом. В этом отношении весьма глубокий смысл имеют слова выдающегося французского физика Паскаля: ученик – это не сосуд, которым нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Как же нужно формировать у учащихся потребность в учении и интерес к овладению знаниями?
На формирование у учащихся потребности в учении и интереса к овладению знаниями оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они возбуждают у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться, и стимулируют их стремление (активность) к овладению знаниями. Известный дидакт М.А. Данилов утверждал, что переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой, учения, познавательной активности учащихся.
Билет 5.
- 1 Что такое дидактика?
- 2 Личность в современной системе образования
- 1.Виды деятельности в обучении.
- 1. Противоречия в понятийной структуре дидактики.
- 1. Тип образования.
- 1. Дидактика связана:
- 2.Урок ознакомления с новым материалом
- 1.Раскройте понятия: знания, умения, навыки, способности.
- 2.Методы устного изложения знаний.
- Структура процесса обучения.
- 2.Система методов воспитания в образовательном учреждении.
- 14.2. Роль методов положительного примера в описании.
- 1. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
- 1. Воспитание в процессе обучения.
- Влияние социума на качество учения.
- 2. Уроки проверки и оценки знаний.
- 1.Принципы обучения.