9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. К семи годам у ребенка отмечаются достаточно развитый процесс восприятия (наблюдается высокая острота зрения и слуха, ориентирование на различные формы и цвета), но восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Процесс обучения невозможен без достаточной сформированное такой психической функции, как внимание. У детей, приходящих в школу, преобладает непроизвольное внимание. Ребенок в большей степени реагирует на яркие, эмоциональные признаки информации, чем на ее содержание, он обращает внимание на то, что ему непосредственно интересно. В ходе учебной деятельности ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
В процессе становления в младшем школьном возрасте находится память. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны со следующими явлениями:
• ребенок начинает осознавать особую, мнемническую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Такая задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом;
• в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания.
Память в процессе обучения развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности.
Специфика учебной деятельности помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых школьникам учителем и учебником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздавать себе образ действительности (поведение героев рассказа, события прошлого, ландшафты и т.д.).
В процессе школьных занятий развивается воссоздающее (репродуктивное) воображение, и уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Постепенное совершенствование воссоздающего, или peпродуктивного, воображения в младшем школьном возрасте создает условия для развития у школьников творческого (продуктивного) воображения.
Мышление в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выполнение интеллектуальных операций маленькими школьниками связано с трудностями.
По мере того как ребенок учится классифицировать определенные предметы и явления, появляются все более сложные формы умственной деятельности, которая становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, независящим непосредственно от восприятия. Постепенно растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по более или менее существенным связям.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие личности.
- 2. Методология психологического исследования.
- 3. Методы психологии.
- 4. Факторы и закономерности психического развития.
- 5. Стадиальность психического развития. Критерии возрастной периодизации.
- 6. Ступени развития субъектности личности.
- 7. Развитие личности младших школьников.
- 8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.
- 9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
- 10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 11. Мотивация и самооценка младшего школьника.
- 12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
- 13. Проблема обучения детей с 6 лет.
- 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
- 15. Психологическая готовность к школе (личностный компонент).
- 16. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- 18. Психологическая характеристика учебной деятельности.
- 19. Психологические основы организации урока.
- 20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
- 21. Психологические модели личностно-ориентированного обучения.
- 22. Общая характеристика стилей педагогической деятельности.
- 23. Учитель младшей школьной ступени образования.
- 24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.
- 25. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
- 26. Мотивация педагогической деятельности.
- 27. Использование информационных технологий в практике школьного учителя.
- 28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.
- 29. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в условиях реализации информационных технологий
- 30. Компьютерная диагностика индивидуального развития младшего школьника.