logo
обзорные лекции нач

24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  1. общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения)

  2. система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;

  3. ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение НА ОСНОВЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения НА ОСНОВЕ ДРУЖЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

ОБЩЕНИЕ-ДИСТАНЦИЯ суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как ОБЩЕНИЕ-УСТРАШЕНИЕ. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет ОБЩЕНИЕ-ЗАИГРЫВАНИЕ, опять-таки характерное в основном для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики.

Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в сою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4