1. Понятие личности.
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью. Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности - ее потребностно-мотивационная сфера - это направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим социальным обязанностям.
Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В природной, биологической организации человека заложены возможности его психического развития. Человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.
Особенностью личности является ее обособленность, которая позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе.
Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью в различные сферы жизнедеятельности социума.
В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние.
Развитие личности - формирование системы ее социально положительных качеств - требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествления себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализании (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе Я-концепции личностной рефлексии - своих представлений о самой себе, своих возможностях, своей значимости.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие личности.
- 2. Методология психологического исследования.
- 3. Методы психологии.
- 4. Факторы и закономерности психического развития.
- 5. Стадиальность психического развития. Критерии возрастной периодизации.
- 6. Ступени развития субъектности личности.
- 7. Развитие личности младших школьников.
- 8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.
- 9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
- 10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 11. Мотивация и самооценка младшего школьника.
- 12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
- 13. Проблема обучения детей с 6 лет.
- 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
- 15. Психологическая готовность к школе (личностный компонент).
- 16. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- 18. Психологическая характеристика учебной деятельности.
- 19. Психологические основы организации урока.
- 20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
- 21. Психологические модели личностно-ориентированного обучения.
- 22. Общая характеристика стилей педагогической деятельности.
- 23. Учитель младшей школьной ступени образования.
- 24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.
- 25. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
- 26. Мотивация педагогической деятельности.
- 27. Использование информационных технологий в практике школьного учителя.
- 28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.
- 29. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в условиях реализации информационных технологий
- 30. Компьютерная диагностика индивидуального развития младшего школьника.