20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода. Определяя личностно-деятельностный подход как единство его личностного и деятельностного компонентов, отметим, что первый соотносится с личностным или, как в последнее время он определяется, личностно ориентированным (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков и др.) подходом. Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производны, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями». Личностный подход, по К.К.Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность. Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности, обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником, студентом.
Существенно подчеркнуть, что в своем личностном компоненте этот подход может быть соотнесен с формируемым на основе гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса подходе, центрированном на ученике - student-centred approach.
В современных отечественных работах (И.О. Якиманская, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) выдвигается целостная концепция личностно ориентированного обучения. Согласно этой концепции, обучение направляется на развитие личности ученика, который изначально является субъектом познания» (И.С. Якиманская), предполагая специальную организацию его учебной деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие личности.
- 2. Методология психологического исследования.
- 3. Методы психологии.
- 4. Факторы и закономерности психического развития.
- 5. Стадиальность психического развития. Критерии возрастной периодизации.
- 6. Ступени развития субъектности личности.
- 7. Развитие личности младших школьников.
- 8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.
- 9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
- 10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 11. Мотивация и самооценка младшего школьника.
- 12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
- 13. Проблема обучения детей с 6 лет.
- 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
- 15. Психологическая готовность к школе (личностный компонент).
- 16. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- 18. Психологическая характеристика учебной деятельности.
- 19. Психологические основы организации урока.
- 20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
- 21. Психологические модели личностно-ориентированного обучения.
- 22. Общая характеристика стилей педагогической деятельности.
- 23. Учитель младшей школьной ступени образования.
- 24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.
- 25. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
- 26. Мотивация педагогической деятельности.
- 27. Использование информационных технологий в практике школьного учителя.
- 28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.
- 29. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в условиях реализации информационных технологий
- 30. Компьютерная диагностика индивидуального развития младшего школьника.