logo
обзорные лекции нач

28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.

Кроме множества плюсов реализации информационных технологий в практике начального образования, с ними также связан ряд проблем касающихся психологической безопасности информационного образовательного пространства. Современные информационные технологии еще не достаточно изучены в плане их воздействия на психику и сознание человека. Особенно это касается связи учащихся с Интернет средой. Проблема заключается в том, что компьютерные программы и Интернет-сеть по – разному, влияют на личность и психику ребенка. Они способны вызывать изменения в структуре личности школьника и внутреннем мире учащихся. Целый ряд соматических и психосоматических заболеваний могут активизироваться вследствие взаимодействия учащегося и компьютера.

В связи с этим учителю должны быть известны не только индивидуально – психологические особенности ребенка, но и состояние здоровья каждого учащегося. Совместно с медицинским работником школы осуществлять наблюдение, профилактику и способствовать коррекции психосоматического здоровья учащихся.

Многие учителя по рекомендации психологов и медицинских работников школы разрабатывают коррекционно-профилактические программы по улучшению здоровья учащихся: проводят физминутки, вносят в учебный процесс элементы музыкотерапии, арттерапии, релаксационный тренинг и др.

Следует учитывать и тот факт, что проблема компьютеризации учебного процесса коснулась и изменения образа жизни школьников. Особую опасность представляет феномен компьютерной зависимости, Интернет-зависимости. Учащиеся теряют связь с реальным миром, уходя в мир виртуальной реальности. Это приводит к изменениям личности. Такие учащиеся теряют интерес к учебе, удовлетворяя познавательный интерес общением с компьютером.

Памятка родителям «компьютерного гения»

  1. Противопоставьте образам смерти и разрушения, которые несут экран и современная   музыка, образы жизни и радости, т. е. свои любовь, теплоту и внимание к собственному  ребёнку. Делайте это постоянно, ведь информационно-поражающий поток бомбардирует  сознание наших детей ежедневно и ежечасно.

  2. Не оставляйте вашего ребёнка один на один с телевизором или компьютером даже на пять минут. Информация кратковременного, но разрушающего характера продолжает снижать психосоматическую устойчивость детского организма в течение многих часов.

  3. Помните, что до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, которая разрушает тело и душу вашего ребёнка. Только после 12 лет дети могут хотя бы отчасти научиться разделять реальности – виртуальную и действительную.

  4. Знайте, что виртуальные образы привлекают внимание вашего ребёнка и создают психологическую зависимость, прежде всего, потому, что они искусственно стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, их сбой, происходящие благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания», увлекающему сюжету и необычным переживаниям.

  5. Анализируйте сюжеты компьютерных игр¸ в которые постоянно играет ваш ребёнок.  Чаще всего это будут сцены насилия, подавления, жестокости, убийства противника. Случается, что ребёнок совершает акт виртуального убийства до нескольких сотен (!) раз за одну игру.

  6. Обратите внимание на то, что в виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая, подавляя, ребёнок не переживает обычных эмоций (боли, сочувствия, сопереживания). Наоборот, привычная человеческая шкала перевёрнута: ребёнок получаетудовольствиеот удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности.

  7. Сравните общение вашего ребёнка с обеими реальностями; в обычной жизни ребёнок реагирует на мир целостно, в соответствии со своей природой:  активно играет, двигается, поёт, переживает все оттенки чувств, познаёт себя через окружающий живой мир и людей. В виртуальной реальности – ребёнок скован, монотонен, однообразен, лишён живой энергии движения, сопереживания и созидания.

  8. Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером:

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4