logo
обзорные лекции нач

19. Психологические основы организации урока.

Центральным компонентом деятельности учителя является урок. Проведение урока требует серьезной психолого–педагогической подготовки учителя, понимание учителем психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, умение использовать свои знания в осуществлении урока.

Психологический анализ урока должен включать в себя:

1) анализ деятельности учителя (пед.мастерство учителя, методы обучения, стиль обучения и отношений у учащегося, уровень творческости, контакт с классом и др.);

2) деятельность учащихся в плане организации их познавательной деятельности на уроке.

Организация познавательной деятельности – это обеспечение оптимальных условий для активной, самостоятельной, творческой работы мышления и воображения учащегося.

Одной из центральных задач обучения является формирование понятий на уроке.

Задачи учителя в процессе формирования понятий:

1) организация деятельности учащегося по отбору существенных, инвариантных признаков;

2) учить школьников правильному обобщению;

3) развивать у учащихся конкретные представления, что препят­ствует формальному возникновению пустых абстракций в усвоении знаний.

При организации обучения учителю необходимо учитывать:

1) уровень умственного развития учащегося, который характеризуется следующими особенностями:

2) сложившееся отношение к учебе: безразличное, отрицательное и положительное. Главной причиной безразличного и отрицательного отношения школьников к учению является отсутствие у них полноценно сформированных потребностей и мотивов познавательной деятельности.

3) особенности самоорганизации умственного труда. В процессе обучения происходят изменения не только в интеллектуальной сфере, но и в структуре всей его личности, что, прежде всего, выражается в способности к самоорганизации, овладении своим поведением. Сюда следует отнести умение дисциплинировать свою умственную работу, подчинять ее определенной задаче, навыки планирования, самоконтроля, самооценки и др.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4