19. Психологические основы организации урока.
Центральным компонентом деятельности учителя является урок. Проведение урока требует серьезной психолого–педагогической подготовки учителя, понимание учителем психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, умение использовать свои знания в осуществлении урока.
Психологический анализ урока должен включать в себя:
1) анализ деятельности учителя (пед.мастерство учителя, методы обучения, стиль обучения и отношений у учащегося, уровень творческости, контакт с классом и др.);
2) деятельность учащихся в плане организации их познавательной деятельности на уроке.
Организация познавательной деятельности – это обеспечение оптимальных условий для активной, самостоятельной, творческой работы мышления и воображения учащегося.
Одной из центральных задач обучения является формирование понятий на уроке.
Задачи учителя в процессе формирования понятий:
1) организация деятельности учащегося по отбору существенных, инвариантных признаков;
2) учить школьников правильному обобщению;
3) развивать у учащихся конкретные представления, что препятствует формальному возникновению пустых абстракций в усвоении знаний.
При организации обучения учителю необходимо учитывать:
1) уровень умственного развития учащегося, который характеризуется следующими особенностями:
наличием определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения;
определенной системой приемов рациональной умственной работы;
совокупностью умений, позволяющих осуществлять активный перенос усвоенных приемов и способов на новые теоретические и практические задачи;
развитостью качеств ума - гибкости, пытливости, критичности, логичности и др.;
экономичностью мышления, находящего кратчайшие пути к решению мыслительных задач;
интеллектуальной активностью и самостоятельностью, характеризующейся умением самостоятельно добывать знания, ставить и исследовать проблему, открывать закономерность.
2) сложившееся отношение к учебе: безразличное, отрицательное и положительное. Главной причиной безразличного и отрицательного отношения школьников к учению является отсутствие у них полноценно сформированных потребностей и мотивов познавательной деятельности.
3) особенности самоорганизации умственного труда. В процессе обучения происходят изменения не только в интеллектуальной сфере, но и в структуре всей его личности, что, прежде всего, выражается в способности к самоорганизации, овладении своим поведением. Сюда следует отнести умение дисциплинировать свою умственную работу, подчинять ее определенной задаче, навыки планирования, самоконтроля, самооценки и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие личности.
- 2. Методология психологического исследования.
- 3. Методы психологии.
- 4. Факторы и закономерности психического развития.
- 5. Стадиальность психического развития. Критерии возрастной периодизации.
- 6. Ступени развития субъектности личности.
- 7. Развитие личности младших школьников.
- 8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.
- 9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
- 10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 11. Мотивация и самооценка младшего школьника.
- 12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
- 13. Проблема обучения детей с 6 лет.
- 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
- 15. Психологическая готовность к школе (личностный компонент).
- 16. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- 18. Психологическая характеристика учебной деятельности.
- 19. Психологические основы организации урока.
- 20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
- 21. Психологические модели личностно-ориентированного обучения.
- 22. Общая характеристика стилей педагогической деятельности.
- 23. Учитель младшей школьной ступени образования.
- 24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.
- 25. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
- 26. Мотивация педагогической деятельности.
- 27. Использование информационных технологий в практике школьного учителя.
- 28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.
- 29. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в условиях реализации информационных технологий
- 30. Компьютерная диагностика индивидуального развития младшего школьника.