12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
В периодизации социального развития личности А.Б. Петровского выделяются периоды раннего детства (0-3 г.), детсадовского (3-7 л.), младшего (7-11 л.), среднего (11-15 л.) и старшего (15-17 л.) возраста. Детство до 11 л. – это в основном приспособление к окружающей среде, преобладает процесс адаптации, отрочество - проявление своей индивидуальности, в юности должна произойти интеграция в обществе.
В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающей его действительностью.
Согласно Д.Б. Эльконину, для дошкольника характерны две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети», которые связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Такие отношения существуют параллельно и не связаны иерархическими связями.
С поступлением ребенка в школу возникает новая система отношений, т.е. система «ребенок - взрослый» дифференцируется и образует две системы отношений: «ребенок - родитель» и «ребенок - учитель».
Система «ребенок - родитель» определяет отношение ребенка к родителям. Система «ребенок - учитель» занимает центральное место в жизни младшего школьника. Учитель для ребенка выступает как значимый взрослый, он старается полностью подражать учителю, доверяет ему, демонстрирует ему свои способности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Понятие личности.
- 2. Методология психологического исследования.
- 3. Методы психологии.
- 4. Факторы и закономерности психического развития.
- 5. Стадиальность психического развития. Критерии возрастной периодизации.
- 6. Ступени развития субъектности личности.
- 7. Развитие личности младших школьников.
- 8. Эмоциональная сфера личности младшего школьника.
- 9. Развитие познавательных процессов младшего школьника.
- 10. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 11. Мотивация и самооценка младшего школьника.
- 12. Социальная ситуация развития младшего школьника.
- 13. Проблема обучения детей с 6 лет.
- 14. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.
- 15. Психологическая готовность к школе (личностный компонент).
- 16. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
- 17. Адаптация ребенка к школе.
- 18. Психологическая характеристика учебной деятельности.
- 19. Психологические основы организации урока.
- 20. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
- 21. Психологические модели личностно-ориентированного обучения.
- 22. Общая характеристика стилей педагогической деятельности.
- 23. Учитель младшей школьной ступени образования.
- 24. Педагогическое общение: структура, механизмы и влияние на формирование личности школьника.
- 25. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
- 26. Мотивация педагогической деятельности.
- 27. Использование информационных технологий в практике школьного учителя.
- 28. Психологическая безопасность младшего школьника в условиях реализации информационных технологий.
- 29. Особенности развития познавательных процессов младшего школьника в условиях реализации информационных технологий
- 30. Компьютерная диагностика индивидуального развития младшего школьника.