Метод дидактических игр
Дидактическая игра имеет целью обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия.
Эта разновидность игр называется имитационными играми ( в науке, в науке, в производстве и высшей школе – деловыми). Например, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра “ Пруд “– диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии.
Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели. Кроме имитационных, есть условные соревновательные игры ( КВН и пр. ).
Обучение по алгоритму
Использование алгоритма можно считать методом обучения в рамках программирования. Алгоритм в педагогике понимается как указание по выполнению строго последовательных операций с учетом материалов, что гарантирует решение учебных задач на высоком уровне. При анализе предложений ученик должен последовательно отвечать на вопросы.
Методы науки в качестве учебных методов
Дидактика в последние годы обогащает состав методов обучения, трансформируя методы научного исследования в методы обучения, что расширяет возможности учебного процесса. Вот примеры.
Мозговая атака
Метод научного исследования – мозговая атака – может использоваться как учебный. Характеристика метода. Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10–30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.
В школе метод может применяться при повторении раздела (темы), при изучении нового материала проблемным способом и в других случаях. Ведущим выступает учитель, идеи записываются на доске, пленке кодоскопа. Результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются эвристические способности.
- Общее понятие о дидактике.
- Понятие и сущность обучения.
- Общие принципы обучения.
- Понятие о методах обучения, их классификация.
- Методы обучения по источнику знаний.
- Метоты обучения по характеру познавательной деятельности.
- Выбор методов обучения.
- Активные и интенсивные методы обучения.
- Метод дидактических игр
- Внеконтекстные операции с понятиями