logo
Дидактика

Общие принципы обучения.

Понятие «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, что придаёт им объективность, поэтому они становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все его стороны и придают ему целеустремлённость, логическую последовательность. Однако, по форме своего существования принципы носят субъективный характер, т.к. они отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и прочности.

Итак, принципы обучения - это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения.

Современная дидактика выделяет следующую систему принципов обучения: 1)социальная обусловленность и научность обучения; 2)практическая направленность подготовки; 3)целеустремлённость, систематичность и последовательность в обучении; 4)доступность и высокий уровень трудности обучения; 5)сознательность, активность и мотивированность обучаемых; 6)прочность овладения компонентами профессиональной компетентности; 7)дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; 8)комплексность и единство обучения и воспитания.

Рассмотрим некоторые из перечисленных принципов.

Принцип целеустремлённости, системности и последовательности обучения определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Основное предназначение подготовки, задачи практической деятельности - необходимость формирования профессиональной компетентности специалистов. Овладевать различными её компонентами можно лишь тогда, когда учебный материал изучается в определённой системе.

Данный принцип предполагает реализацию ряда взаимосвязанных требований: 1) В процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами), строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения, тесно связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий при выполнении функциональных обязанностей. 2) Хорошо знать содержание не только данной темы, но и предыдущих, всей учебноё дисциплины, видеть взаимосвязи их частей; изучая материал по частям, учитывать, что уже усвоено по конкретной теме, разделу, курсу, предмету; не переходить к изучению последующих тем до тех пор, пока не будут усвоены предыдущие. 3) Выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю и самокоррекции. 4) Систематически руководить самостоятельной работой обучаемых, знать их успехи и недостатки, стимулировать стремление к результативной работе.

Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения определяет такую организацию и методику обучения при которой обучаемые сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты(детерминанты), определяющие стремление обучаемого к достижению собственных вершин в профессиональной компетентности с учётом реальных его способностей. Принцип уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному; от менее трудного - к более трудному; от сложного к более сложному. Опыт показывает, что правильном соблюдении данного принципа уровень трудности для людей постоянно меняется.

Данный принцип требует соблюдения следующих дидактических правил: 1) Обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учётом интеллектуальных возможностей обучаемых; хорошо знать уровень их подготовки, степень умственного и физического развития, состояния развития и самочувствия; осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении, ориентируясь при этом на наиболее подготовленных учащихся. 2) Воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей подготовки. 3) Создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил, осуществлять контроль за соответствием учебного материала количеству времени, отводимого на его изучение.

Рассмотренные принципы обучения учитывают рекомендации различных наук и эффективной практики, которые связаны в своеобразную систему. Взятые в своём единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса как системы: содержание, организацию, методику и общую направленность процесса обучения.