Понятие и сущность обучения.
Являясь одной из основных категорий дидактики, обучение характеризуется учёными по-разному, вызывая множество споров по данному вопросу. Наиболее принятой является следующая. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируются определённые ЗУН, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Движущей силой такого обучения являются противоречия, центральным из которых выступает противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта, познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этого противоречия осуществляется развитие учащихся. Это центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений. Указанные противоречия свидетельствуют о том, что в процессе обучения при выявлении его сущности надо различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. При этом проявляется сущность обучения в общении. Т.о.
Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
Обучение, как категория педагогической науки, и процесс обучения - не тождественны и не синонимы. Процесс - это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности. Согласно В.П. Беспалько, процесс обучения (дидактический процесс) можно представить формулой: ДП=М + Аф + Ау, где М - мотивация учащихся к учению, Аф - алгоритм функционирования(учебно-познавательная деятельность ученика), Ау - алгоритм управления(деятельность учителя).
Так как процесс обучение рассматривается в дидактике рассматривается как деятельность, то в нём чётко просматриваются следующие характеристики: 1)анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие её учащимися; 2)планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели - предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; 3)исполнение обучающих и учебных операций, организация(и самоорганизация) учебной работы учителя и учеников; 4)организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль; 5)анализ и самоанализ, оценка результатов обучения.
Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев.
- Общее понятие о дидактике.
- Понятие и сущность обучения.
- Общие принципы обучения.
- Понятие о методах обучения, их классификация.
- Методы обучения по источнику знаний.
- Метоты обучения по характеру познавательной деятельности.
- Выбор методов обучения.
- Активные и интенсивные методы обучения.
- Метод дидактических игр
- Внеконтекстные операции с понятиями