Методы обучения по источнику знаний.
Словесные методы.
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
Рассказ учителя сообщение знаний в виде повествования.
Лекция–систематическое изложение материала. Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.
Беседа–подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.
Дискуссия–обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем.
Достоинства словесных методов: в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм – засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.
Наглядные методы.
Источником знаний является образ, наглядное представление обьекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
Применение наглядных методов сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных матодов:
– обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать прадставление о нем;
– создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
Практические методы.
К практическим методам относятся следующие методы.
Упражнение–многократное выполнение учебных действий с целью отработки учений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.
Лабораторная работа–проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
Практическая работа–выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ–применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.
- Общее понятие о дидактике.
- Понятие и сущность обучения.
- Общие принципы обучения.
- Понятие о методах обучения, их классификация.
- Методы обучения по источнику знаний.
- Метоты обучения по характеру познавательной деятельности.
- Выбор методов обучения.
- Активные и интенсивные методы обучения.
- Метод дидактических игр
- Внеконтекстные операции с понятиями