logo
Дидактика

Внеконтекстные операции с понятиями

Научный метод оперирования с понятиями можно использовать как учебный.

Научные знания (в отличие от бытовых) отражены в понятиях. Знание понятий говорит об усвоении основ науки. Обучающиеся обычно излагают педагогику в описательной форме, на уровне здравого смысла. Во избежание этого следует анализировать педагогические явления в терминах науки, мыслить понятиями. Работа с педагогическими понятиями развивает понятийное, абстрактное, научное мышление, освобождает от быстрого пересказа. Для овладения предметом выделены пять операций с понятиями.

  1. Узнавание термина –отнесение его к определенной области знания. Пример: треугольник–геометрия, урок–дидактика.

  2. Определение понятия–отнесение его к роду предметов и указание существенных признаков. Пример: урок–форма обучения с постоянным составом учащихся. и пр.

  3. Раскрытие объема и содержания понятия. Объем –перечень классов предметов, отраженных понятием. Содержание –характеристика главных признаков. Пример: типы уроков и их структура.

  4. Установление связей данного понятия с другими по принципу ниже, выше, рядом и отдельно стоящее понятие.

  5. Практическая интерпретация понятия– раскрытие практических действий, отражаемых понятием.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Понятие о средствах обучения, их функции, классификация

Средства обучения — это источник получения знаний, формирования умений. К ним относяться наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения — это информационная, дидактическая, контрольная. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В. Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможрости заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.

ПРОСТЫЕ СРЕДСТВА 1)Словестные: учебники и другие тексты. 2)Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.

СЛОЖНЫЕ СРЕДСТВА 1)Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 2)Аудильные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 3)Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 4)Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.