Этапы и структура процесса обучения:
Для анализа этих вопросов разберем вопрос о компонентах процесса обучения. Компоненты процесса обучения мы рассмотрим пока вне иерархии в которую они выстраиваются при самом факте процесса обучения.
Компоненты процесса обучения:
- целевой – цель изучаемой темы (раздела, предмета) определяется в конечном итоге социальным заказом общества
- стимулирующе-мотивационный – те меры, которые принимает педагог, чтобы мотивировать деятельность ученика
- содержательный – тот материал, который необходимо изучить, который предлагается школе Стандартом Образования (формируется на государственном уровне)
- операционно-действенный – методы и средства обучения, которыми пользуется учитель в процессе обучения
- контрольно-регулировочный – как организуется контроль и самоконтроль в обучении
- оценочно-результативный – оценка педагогом деятельности ученика и самооценки ученика
Все компоненты процесса обучения тесно взаимосвязаны между собой.
Структуру учебного процесса составляют:
- цель
- учитель с его деятельностью
- ученик с его деятельностью
- содержание обучения
Цель учащегося – овладение новым материалом, усвоение и присвоение его
Цель преподавателя – создать оптимальные условия для учащегося с тем, чтобы учащийся достиг своей цели.
Содержание образования – часть социального опыта. Оно предполагает наличие актуальных для данного исторического времени:
- знаний
- умений
- навыков
- оценочных суждений
- опыта творческой деятельности.
Их взаимодействие и составляет учебный процесс.
Этапы учебного процесса (этапы обобщенного урока):
Первичная диагностика и актуализация прежних знаний (определяет уровень готовности к продолжению обучения)
Постановка преподавателем целей и осознание их учащимися (постоянное повторение целей)
Восприятие и изучение учащимися нового материала (методы должны соответствовать уровню класса и изучаемого материала)
Осмысление нового материала (некоторые исследователи считают, что осмысление происходит в течение всего урока => нельзя выделять его как этап)
Закрепление и совершенствование первичного восприятия материала (задания, упражнения, задачи, которые выполняются вместе)
Применение знаний (самостоятельное выполнение заданий)
Контроль качества усвоения знаний и умений (как дети поняли новый материал)
Коррекция (на основе диагностики учитель видит пробелы и дополнительно разъясняет материал)
Обобщение (учитель подводит итог урока – краткое повторение всего того, что говорилось на уроке)
Цели обучения в средней школе:
Цель – развить мышление, память, способности (формальное образование)
Цель – формирование конкретных нужных в жизни знаний (материальное образование)
Задачи обучения в школе:
- необходимый уровень систематизированных знаний об окружающем мире
- развитие интересов, способностей, внимания (качеств ученика, которые помогут учиться самостоятельно) – одна из важнейших задач
- формирование мировоззрения и ценностных ориентаций
- формирование способностей к самообразованию (умение добывать, систематизировать, работать с информацией)
- формирование знаний об основах производства и труда
Перечень целей, которые должен достичь учитель, работая с учеником:
Знания (ученик знает факты, терминологию, методы, принципы и теорию)
Понимание (ученик объясняет связи между явлениями, описывает следствия, вытекающие из рассматриваемых, умеет преобразовать материал, то есть описать явления с разных сторон)
Применение (ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях)
Анализ (ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения)
Синтез (ученик может на основании того, что он знает, решать проблемы с опорой на знания из разных областей)
Все 5 позиций – пятёрка, первые 3 – хорошая тройка.
- Основы педагогики
- Философский
- Группа стимулирующих методов
- Формирование взглядов и убеждений:
- Нравственное воспитание:
- Физическое воспитание:
- Половое воспитание:
- Зарубежные подходы к воспитанию:
- Учёт возраста ребёнка при выборе метода воспитания:
- Эстетическое воспитание ребёнка:
- Гражданское и патриотическое воспитание:
- Экологическое воспитание
- Трудовое воспитание:
- Формирование толерантности:
- Коллектив и воспитание в коллективе (теория а. С. Макаренко)
- Воспитательная система школы. Примеры воспитательных систем
- Классный руководитель и его функции:
- Семья и семейное воспитание:
- Самоуправление в школьном коллективе:
- Девиантное поведение:
- II семестр: Дидактика
- Дидактика
- Закономерности процесса обучения:
- Этапы и структура процесса обучения:
- Содержание образования:
- Образовательные и учебные программы: