logo
Педагогика Черкасова

Образовательные и учебные программы:

Рассмотрим, где находит отражение содержание образования:

Образовательная программа (не путать с учебной программой) – это документ, в котором отражено содержание образования определенного уровня и направления

Направления:

- общее образование

- профессиональное образование

Уровни:

1. дошкольная подготовка

2. начальная школа

3. основное общее образование (неполная средняя школа)

4. полное среднее общее образование.

У каждого уровня – свои задачи и образовательные программы, нацеленные на их решение:

1. начальная школа – обучение чтению, письму, счету и умению учиться

2. неполная средняя школа – формирование знаний по основам наук

3. полная средняя школа – дать углубленные знания в соответствии с интересами и способностями человека, подготовка к профессиональному самоопределению.

Учитывая эти задачи определяется содержание образования для каждого уровня.

Профессиональное образование также делится на:

- начальное

- среднее

- высшее

- послевузовское

Учебная программа – документ, который составляется для каждого отдельного учебного предмета. Включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему и весь курс, перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении этого предмета, методические рекомендации о средствах обучения и контроля, рекомендуемую литературу. Это документ только для учителя.

В программе материал располагается:

- линейно – последовательное изложение от простого к сложному без повторений

- концентрически – отдельные темы или разделы изучаются с перерывом, повторяясь на новом уровне несколько раз за все время обучения

- спирально – сочетает последовательность и цикличность

Учебный предмет – это дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки для достижения образовательных целей.

Учебные предметы делятся на циклы:

- математический

- гуманитарный

- художественный

- производственно-трудовой

- физкультурно-оздоровительный

Важной проблемой является осуществление в процессе образования межпредметных связей.

Замечания по контр. Работе:

Мы используем в дидактике 3 момента: компонент учебного процесса, структура у. п и этапы у. процесса. Укажем какова разница между 3 этими понятиями, исходя из самого значения слов: компонент – составная часть, структура – от лат. – строение, внутреннее устройство чего-либо в соотношении целое – его часть; этап – от лат. часть пути или отрезок времени, ознаменованный качественными изменениями рассматриваемого процесса. Исходя из значения этих слов нужно давать пояснения этапам уч. Процесса и структуре уч. процесса. В них много общего, но тем не менее это 2 разных понятия.

Тема: Содержание образования

Содерж. Образования должно иметь:

-современные знания, навыки

-стимулировать творческое развитие ребенка

-дает оценку тому, что изучается.

Где мы можем познакомиться с содерж. Образования? – В образовательных программах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях, а также в учебных планах. Изначально отражается государственном образовательном стандарте. Гос. Стандарт содержит минимум знаний, умений, навыков, которыми должен владеть каждый школьник. Каким образом появляется обр. стандарт? Обр. ст. разрабатывается спец. Комиссиями, комиссия создается по министерству науки. На основании стандарта появляются образовательные программы, на осн. Обр. программ появляются учебные программы, на осн программ появляются планы. Все расписание составляется на основании учебного плана.

Содержание образования отражается в учебниках. Учебник (кр. История) – первый прообраз учебника – то, что создал Каменский – учебная книга. Очень долго разрабатывалась, окончательно пришла к нам только в конце 19 в из Евр. Если брать историю нашей страны, то в 18 г, когда была проведения полит и обр революция в теч 20 лет наше гос. Подходило к тому, что учебник по каждому предмету был единственным=), т.е все учились идеологически выдержано. Нач. 70-х возникает идея создавать помимо стабильного учебника ещё экспериментальные учебника (эти уч. Были ужасные=)). С 90 г исчезает понятие учебника одного автора, учебники пишут творческие группы, эти учебники проходят очень не серьезную экспертизу и с печатью выпускаются, появляется рынок учебников. Авторские группы объединялись и создавали комплекты – для мл. школы, для ср. школы, для ст. школы. Постепенно идет тенденция к возврату к максимально малому кол. – ву учебников (выбор не из 15 уч., а из 2,3)

Учебник должен выполнять много функций:

-информационная;

-контрольная;

-мотивационная;

-самообразовательная;

-обучающая.

Уч. Должен быть одаптирован тому возрасту, на который он рассчитан и всем особенностям восприятия (Здесь важна метода – наука о том, как передать знания).

Требования к учебнику:

-медицинские (состав бумаги, состав красок, шрифт, уч. Не должен отвлекать худ. оформлением от содержания. Соответствие содерж. учебника последним достиж. в области науки.)

Методы обучения:

Сущ. Большое число кл (до 15), рассмотрим некоторые другие:

Возможна классификация методов обуч., при которой в основу положен:

Объяснительно – демонстративный- уровень активности ребенка на уроке или уровень включения ученика в продуктивную творческую деятельность ( уровень познавательной активности). Психологи говорят, что у ребенка лучше усваивается та информация, которую он добывает сам. Нужно приучать ребенка, чтобы он не боялся высказывать любые суждения.

Репродуктивный – уровень, на котором ученик не только слушает информацию, но и воспроизводит то, что ему показано.

Метод проблемного изложения (не путать с проблемным обучением). Учитель показывает как ставится проблем и сам, рассуждая перед детьми, показывает, как она решается, т.е дети знакомятся со способами научного мышления.

чАстично-поисковый (эвристический) – это путь, в котором учитель рассматривая проблему, расчленяет её на уровни, на части, а учащиеся каждый шаг обсуждают, планируют и находят ответ на вопрос, который не является итогом, но является нек. Продвижением к истине.

Исследовательский уровень – т.е ученикам предъявляется задача, которую ему предлагают решить, исследовать тему самостоятельно. Предполагается, что этот уровень может быть освоен только при наличии прохождения всех предыдущих.

Тема: Активные методы обучения

Идея акт. Метод. Обуч. (АМО) появляется в 60-ые годы. Идея активности в том, чтобы вывести ребенка из роли пассивного слушателя.

АМО:

-дидактические игры;

-анализ конкретных ситуаций;

ИМО (интенсивный метод обучения) – организация обуч. В короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами, на которых используются активные методы обучения( это используется в иностранных языка, маркетинге, т.е это не касается школы, это высшая школа или повышение квалификации).

Рассматрим подребнее АМО:

При использовании акт. Мед обуч. Преподаватель отходит от традиционной последовательности в обучении. Цель – стимулирование творчества, активизирование мышления, развивает самостоятельность мышления. Развивается способность работать вместе * Совр. Психология утверждает, что наилучший результат обучения достигается, когда дети работают в группе, при этом важно не только то, что они получают высокие результаты сегодня, но и то, что работа в группе готовит их к успешной профессиональной деятельности. Во всем мире обучении приемом работы в группе актуально, в нашей стране очень мало внимания уделяется этой проблеме.

Приведем примеры активных методов обучения:

-Игра;

-дискуссия;

-круглый стол;

-пресконференция «мозговая атака»;

-разыгрывание ролей;

-деловая игра;

-анализ конкретной ситуации;

-решение ситуативных и производственных задач.

Также последнее время используют широко метод проектов, креативное обучение, обучении в сотрудничестве.

Семинар№1.

Подходы к отбору содержания образования:

  1. В эпоху Каменского – энциклопедизм («учить всех всему») – сумма знаний из разных областей науки и техники. Не обязательно связан с творческим мышлением.

  2. Дидактический формализм (Гераклит: «Многознание уму не научит») Гербарт предложил ограничить предметы (математика и др языки), предметы, которые влияют на разум ребенка.

  3. Дьюи. Ребёнок должен учиться тому, что ему пригодится в жизни. – дидактический утилитаризм.

Рассмотрим ещё 2, которые были связаны с тем: «Как передавать эти знания!» - 1.экземляризм – слишком много знаний нельзя передать ребенку. Изложение – или от частного к общему или от общего к частному. Цель – дать меньше объёма.

2.програмированный подход – идея обучения,которое бы зная как думает человек вело бы человека в его изучении уже понятными путями. Идея – создание специального учебника – порционный материал, после каждой порции вопросы, на каждый вопрос есть ответы. Появились обучающие программы. Пример школы, работающей по использованию обуч. программ – «Школа завтрашнего дня» - обучение с помощью компьютера, индивидуализированное (но в школе), соединяется работа школы с семьей, использование текста библии.

Классификация методов по источнику знаний:

Методы по источнику знания

Откуда мы получаем знания? –

Источники:

1.словесные источники знания (рассказ – в млад. кл., краткий, эмоциональный, понятный, сопровождается наглядными пособиями; лекция – для старших классов, используется как демонстрация того, как логически развивается мысль в ходе исследования, практика фиксации лекции; беседа – диалог, обязательно ответы детей, ребенок активен, отвечает на проблемные вопросы; дискуссия – завершает изучение вопроса, её нужно готовить, важная конечная цель дискуссии; книга – особый вид деятельности, учитель должен обязательно учить ребенка работать с книгой и обращаться с книгой. Формы работы с книгой:

-Конспект

-составление плана

-составление тезисов

-цитирование, обязательно при этом должна быть сноска

-рецензирование

-аннотирование

2.практические, наглядные (наглядность делится на

- иллюстрацию - все статичное, таблицы, портреты, графики;

- демонстрацию – все динамичное

-практические работы – упражнения: устные, письменные, графические, учебно-трудовые. Должны даваться очень четкие конкретные требования. Лабораторные работы. Практические работы – измерение на местности и т.д.