Закономерности процесса обучения:
Закономерности процесса обучения – объективные существенные устойчивые связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Закономерности обнаруживаются опытным (эмпирическим) путем. Они не выполняются учителем и учеником, а существуют объективно.
По отношению к процессу обучения их делят на:
1) внешние – как зависит обучение от внешних процессов и условий (социальные, культурные, экономические)
2) внутренние – устанавливают связь между преподаванием, учением и содержанием изучаемого материала (чем больше будет дано упражнений на формирование навыка, тем лучше навык будет сформирован; формирование понятия в сознании ученика может состояться только в том случае, если будет организовано систематическое повторение материала, выделение существенных признаков в изучаемом явлении, организовано сопоставление и разграничение различных понятий => должна быть организована специальная деятельность по формированию данного понятия, необходима основательная работа учителя)
На основании закономерностей формируются принципы обучения.
Принцип обучения – некоторое требование, которое предъявляется к деятельности учителя и выполнение которого обеспечивает достижение целей обучения.
Для выполнения принципов учитель должен знать правила, которые приведут к успешному выполнению того или иного принципа.
Практика обучения
↓
Закономерности, выведенные на основании наблюдения
↓
Принципы обучения (требования к деятельности учителя, к организации обучения)
↓
Реализация принципов на основании правил
Принципы обучения (неполный перечень):
1) наглядности обучения – для прочности усвоения материала необходимо дополнять материал обучения воздействием на чувства ребенка, в том числе визуальные.
«Все, что возможно – предоставлять для восприятия чувствами: видимое – зрением, слышимое – слухом, доступное для осязания – путем осязания, запахи – обонянием и так далее» (Каменский)
Средством наглядности могут быть: натуральные объекты, природные объекты (растения, животные), объемные наглядные пособия (макеты, муляжи, чучела), изобразительные средства (картины, диафильмы), символические (карты, схемы, таблицы), аудиовизуальные средства.
Цель использования наглядности: помогает лучше понять изучаемый материал, стимулирует интерес, развивает наблюдательность.
Правила использования наглядности:
- чем младше дети, чем больше должна использоваться наглядность
- сущность явления, о котором рассказывается, должна очень четко отражаться
- наглядность должна сопровождаться предварительным рассказом учителя: что будет показано, на что обратить внимание, с последующим анализом (что было увидено)
- всем детям должно быть одинаково хорошо видно
- по мере взросления учеников средства наглядности должны усложняться (в младшем – натуральные объекты, в старшем – графики, схемы)
2) доступности обучения – требует, чтобы материал, изучаемый ребенком, его объем методы изучения, соответствовали возможностям ученика, уровню его интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Изложению нового материала должно предшествовать повторение старого. В изложении по возможности использовать аналогию, сравнение, сопоставление нового, неизвестного, с уже известным. Также вредно, если учитель ведет изложение на низком уровне трудности.
3) сознательности и активности обучения – при реализации этого принципа учитель должен так организовать обучение, чтобы знания усваивались в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность предполагает позитивное отношение учащихся к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем. Активность – интенсивная умственная и практическая деятельность на уроке.
Правила:
- четко объяснять цели и задачи урока
- использовать активные методы обучения
- учить находить причинно-следственные связи
4) принцип последовательности в обучении – преподаватель должен передавать знания в системе, логически выстраивая свое изложение. На каждом уроке должны выделяться смысловые и логические центры и эти центры должны в сознании учеников связываться между собой. Должна формироваться система знаний. Использовать планы, схемы, которые бы показывали, как связаны между собой новое и уже изученное. По возможности использовать межпредметные связи.
4) прочности обучения –
Зависит от двух факторов: самого материала и субъекта (ученика)
- при обучении обязательна интеллектуальная активность ребенка (самостоятельно добывает знания)
- использование разных методов изложения материала (каждому подойдёт свой)
- при изложении показывать связь изученного и нового материала (чтобы знания накладывались)
5) принцип связи теории с практикой – знания, получаемые детьми, всегда должны ими восприниматься как знания необходимые для той или иной области жизни или познания.
Правила:
- показ применения теоретических знаний (правила правописания, например)
- опора при обучении на известный практический опыт учащихся
- показ области применения знаний в промышленности, в современных технологиях
6) научности обучения
и т. д.
Все принципы реализуются в комплексе и в идеале должны использоваться все.
Задачи дидактики как науки:
- проводит анализ процесса обучения и выявляет его закономерности
- обосновывает и объясняет принципы обучения, выявляет правила
- определяет содержание обучения на каждом временно́м этапе
- разрабатывает методы обучения, рассматривает пути их совершенствования
- характеризует материальные средства обучения
В различных учебниках мы можем встретить смешение понятий «цели» и «задачи» дидактики, их разделение (целей и задач) достаточно условно. Мы можем назвать глобальной такую цель дидактики как совершенствование процесса обучения.
Цели обучения:
Формирование знаний как системы понятий и способов деятельности
Формирование компетенций (вопрос о компетенциях появляется только в 2010‑2011 годах)
Повышение общего уровня умственного развития, формирование потребностей и способностей к самообучению, умения учиться самостоятельно
Задачи обучения:
Стимулирование учебно-познавательной активности
Развитие мышления, памяти, творческих способностей
Совершенствование учебных умений и навыков
Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры
Любой учитель, организуя свою деятельность, должен ставить эти задачи перед собой и решать их на каждом уроке
- Основы педагогики
- Философский
- Группа стимулирующих методов
- Формирование взглядов и убеждений:
- Нравственное воспитание:
- Физическое воспитание:
- Половое воспитание:
- Зарубежные подходы к воспитанию:
- Учёт возраста ребёнка при выборе метода воспитания:
- Эстетическое воспитание ребёнка:
- Гражданское и патриотическое воспитание:
- Экологическое воспитание
- Трудовое воспитание:
- Формирование толерантности:
- Коллектив и воспитание в коллективе (теория а. С. Макаренко)
- Воспитательная система школы. Примеры воспитательных систем
- Классный руководитель и его функции:
- Семья и семейное воспитание:
- Самоуправление в школьном коллективе:
- Девиантное поведение:
- II семестр: Дидактика
- Дидактика
- Закономерности процесса обучения:
- Этапы и структура процесса обучения:
- Содержание образования:
- Образовательные и учебные программы: